Эта статья также доступна на: English (Английский) Uzbek (Узбекский)
Министерство дошкольного и школьного образования Узбекистана заявило, что информация о поборах с родителей и учителей на закупку бумаги для проведения СОР (суммативное оценивание за раздел) и СОЧ (суммативное оценивание за четверть) не соответствует действительности. На первый взгляд, это звучит обнадёживающе, однако реальность, судя по сообщениям в социальных сетях, говорит о другом.
Что говорят в министерстве?
Официальная позиция министерства проста: деньги на бумагу выделяются из бюджета, а в некоторых школах проведение СОЧ вообще переведено в онлайн-формат. В частности, новая система оценки внедрена в 168 школах Ташкента, Ташкентской и Хорезмской областей. Там контрольные работы проводятся на платформе E-maktab.uz, и бумага действительно не требуется.
Что касается остальных школ, их тоже заверили: бумага есть. Для 582 школ закуплено 6,4 тысячи рулонов бумаги за счёт средств Фонда содействия реформам в сфере образования. Контрольные материалы печатаются на специально выделенных принтерах. Для других 750 школ материалы печатает издательство имени Гафура Гуляма. По логике, проблем с бумагой быть не должно.
Что говорят родители и учителя?
В социальных сетях картина совсем иная. Родители и учителя массово жалуются, что вынуждены закупать бумагу и делать распечатку за свой счёт. Где-то деньги собирают прямо в классах, где-то учителя печатают контрольные материалы на домашних принтерах. Возникает вопрос: если министерство утверждает, что всё оплачено, почему учителя и родители продолжают жаловаться на поборы?
Самоуправство на местах или сбои в системе?
Если верить министерству, значит, проблема кроется на местах. Возможно, средства, выделенные на закупку бумаги, где-то “теряются”. Или поставки бумаги задерживаются. Но нельзя исключать и другую версию: некоторые директора школ действительно могут требовать дополнительные средства, ссылаясь на якобы нехватку бюджетных денег. В любом случае, если проблема носит системный характер, это уже сигнал для более глубокой проверки.
Что делать? Здесь есть два очевидных решения:
1. Прозрачность в поставках. Министерству нужно не только утверждать, что бумага закуплена, но и показывать, куда именно она отправлена. Общественность должна видеть, как распределяются ресурсы.
2. Проверка со стороны Счетной палаты и Антикоррупционного ведомства. Если проблема в посредниках, распределяющих бумагу, это должны установить компетентные органы. Вопрос требует тщательного аудита и контроля.
На фоне таких проблем доверие к образовательной системе падает. Родители, которые и так несут значительные расходы, не готовы дополнительно оплачивать ещё и бумагу для СОР и СОЧ. Учителя, в свою очередь, чувствуют себя заложниками системы, где приходится либо выкручиваться самим, либо собирать деньги с родителей.
Пока ситуация остаётся неоднозначной. Если деньги действительно выделены, а бумага не доходит до школ, это повод задуматься о качестве управления в системе образования. А если министерство просто не контролирует происходящее, возникает ещё более серьёзный вопрос: кто и как отвечает за выполнение обязательств перед детьми, родителями и педагогами?
Жизнь у нас разделена на два мира: первая для общественности – сплошное пиарство; вторая – для “тех кому не повезёт” (за свой счет вытягивать первое). На бумаге гладко, а вот людям гадко! “Поборы” в школах были всегда, начиная с ремонта, бумаги, экзамена, оценок в аттестат, перевода из класса в класс двоечников и кончая “Днём учителя”. Какая Счетная палата и Антикоррупционное ведомство? Все происходит очень просто. Сверху спускают объем финансов выделенное на СОЧ и СОР, которых заранее “не достаточно”. Министерство образования получает указание – Больше денег нет! Сами выкручивайтесь. Это уже ваши проблемы! – последние вынуждено делать вид, что бумаги на всех хватит. При этом, прекрасно знают, что если родителям надо СОЧ и СОР найдут деньги для своего ребенка. Министерство финансов надо “трясти”!