В последнее время в Узбекистан заходит все больше мировых брендов. При этом узбекистанцы, как никого другого, ждут знаменитый McDonald’s, разговоры о появлении которого в нашей стране идут с разной степенью интенсивности с 2017 года. Однако, судя по словам эксперта, пока можно и не мечтать о появлении данного бренда в нашей стране. Компания очень требовательна к продуктам, из которого изготавливаются еда, в Узбекистане такого качества обеспечить не смогут.
По словам аналитика, специалиста по R&D, магистра Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Тимурмалика Эльмурадова (телеграм-канал “Пик Скартариса”) в Узбекистане были и есть люди, которые пытались купить франшизу McDonald’s, но ничего не получилось – они не соответствуют требованиям. Это и есть основная причина.
“Капитализация McDonald’s составляет 210 миллиардов долларов. Это больше, чем BMW и Mercedes вместе взятые, выручка сопоставима с ВПП некоторых стран, в прошлом году было 23 миллиарда долларов. Это огромная корпорация и требования у них очень высокие. Например, в Центральной Азии нет ни одного производителя мяса, который отвечал бы стандартам компании”, – отметил он.
Из-за этого казахстанский McDonald’s привозил мясо для котлет из России, и то потому что там была фабрика итальянской компании Cremonini – это известный мировой производитель.
В 2022 году McDonald’s ушел из России и запретил казахстанскому франчайзи покупать мясо в РФ. Тот начал искать варианты, но не нашел – привозить мясо из Европы оказалось слишком дорого, а наладить в Казахстане производство, которое отвечало бы стандартам McDonald’s, не получилось. Вот так и закончилась история McDonald’s в Казахстане.
“Это только один пример. Компания очень требовательна ко всем продуктам, будь это даже простая соль. Вся цепочка поставок должна быть официальна и прозрачна, что большая проблема для Узбекистана. McDonald’s должен знать и видеть все процессы, начиная с того, кто и как выращивает зерно, которое потом идет на муку для булочек. Кроме того, к работе допускаются только те поставщики, которые прошли специальную сертификацию и готовы к аудиту в любое время”, – добавил эксперт.
“Короче, это не просто взял и открыл. Нужны конкретные условия. Нет их, нет и McDonald’s. И никакие поручения или постановления тут не помогут. Впрочем, ситуация с цепочками поставок в Узбекистане постепенно улучшается, качество производства медленно повышается, так что, кто знает, может через 2-3 года и у нас появятся золотые арки, но пока так”, – заключил Эльмурадов.