Vaib.uz (Узбекистан. 8 сентября). Эпопея с экологическими стикерами — специальными наклейками, которые должны регулировать доступ автомобилей в разные районы города в зависимости от уровня их вредных выбросов — продолжается. Власти снова перенесли запуск системы: теперь экостикеры в Ташкенте должны появиться с 1 января 2026 года. Но уверенности в том, что их внедрят хотя бы к этой дате, становится всё меньше. Будем надеяться, что за очередным переносом в конце концов последует и полный отказ — ведь для решения проблемы загрязнения воздуха этот инструмент выглядит всё менее актуальным.
Что такое экостикеры?
Экостикер — это что-то вроде экологического паспорта для авто. Всего их планируют три типа: “зелёный” — даёт право на въезд во все районы города без ограничений, “жёлтый” — допускает ограничения в отдельных зонах, красный — полностью запрещает въезд в экозоны.
Такая система должна была, по замыслу чиновников, «очистить» центральные районы городов, снизить уровень загрязнения и сделать воздух чище.
Изначально экостикеры должны были появиться ещё летом 2024 года, потом внедрение сдвинули на март 2025-го, а теперь — на январь 2026-го. Формальная причина — технические трудности: не готовы ни система выдачи, ни система контроля, ни программное обеспечение. Более того, для столицы полный переход на экостикеры теперь должен завершиться только к концу 2027 года.
Следом эстафету примут Нукус, областные центры и отдельные экозоны — для них дедлайн установлен на 2031 год, а по всему Узбекистану экостикеры станут обязательными лишь к 2035-му.
Как должна работать система?
Водители новых машин (не старше трёх лет) смогут получить зелёные стикеры онлайн и бесплатно — без диагностики. Для остальных потребуется ежегодная автоматическая проверка уровня выбросов: если авто не дотянет до нужного стандарта, зелёный стикер поменяют на жёлтый или красный. Проверка будет обязательной, возраст авто не имеет значения, главное — соответствие стандарту «Евро». Стоимость проверки пока неизвестна.
Если у авто невозможно определить экокласс, его направят на диагностику в Центр инновационных проектов МВД. Всё это призвано стимулировать автовладельцев следить за состоянием машин и, возможно, пересаживаться на более экологичный транспорт.
Но зачем всё это?
В теории экостикеры должны были стать частью борьбы за чистый воздух. Но на практике все прекрасно знают: главный источник загрязнения в Ташкенте — вовсе не автомобили, а промышленные предприятия, стройки, теплицы, ТЭС, сжигающие мазут и уголь в отопительный сезон. По факту, даже массовая замена автомобилей на новые не решит проблему смога в столице.
Также до сих пор непонятно, как именно будут отслеживать автомобили-нарушители — в постановлении лишь упоминается, что фиксация вероятно будет с помощью камер, но эта система даже еще не тестировалась. Нет информации и о штрафах для нарушителей, а также о сроках установки дорожных знаков, обозначающих экозоны.
Каждый очередной перенос сроков делает внедрение экостикеров всё более сомнительным. Возможно, вместо очередной «бумажной» реформы стоит сосредоточиться на реальных мерах — борьбе с крупными загрязнителями и модернизации энергетики. Пока всё выглядит так, что экостикеры — это красивая идея, которую на практике реализовать не удаётся. А может, и не стоит пытаться?
Вот когда GM дооборудует свои машины за свой счет катализаторами, тогда и внедрять. Пока выпускают евро-1 или евро-2, о каких стикерах можно говорить? Получается, государство одобрило выпуск неэкологичных автомобилей, а теперь ограничивает их использование?