Они жрут ограниченные ресурсы и могут существовать только при ограничении конкуренции – эксперт о просьбе по возвращению пошлин на импорт электромобилей

Накануне одной из главных новостей стали странные заявления гендиректора автозавода ADM Jizzakh Данияра Давлетиярова, который предложил вернуть пошлины на импорт электромобилей и ужесточить сертификацию ввозимых из-за границы машин. Он считает, что производить электромобили в Узбекистане невыгодно, учитывая, что на импорт пошлин нет, а на комплектующие есть. Плюс китайские власти всячески помогают своим производителям. Поэтому конкурировать с импортом невозможно. Бизнесмен забыл добавить одно – если такое решение будет принято, то вся его тяжесть ляжет на нас с вами. Покупатели автомобилей будут платить больше, а все граждане – оплачивать своими налогами разного рода льготы, предоставляемые предприятиям, занимающимся импортозамещением.

Эту ситуацию хорошо разложил по полочкам известный экономист Юлий Юсупов.

“Вот как обычно это происходит в нашей стране – создана компания по производству электромобилей или какого-то другого товара. Вложена куча денег, открылся завод, наняты работники. И вдруг выясняется, что производство неконкурентоспособно и остро нуждается в мерах по ограничению конкуренции, например, через создание барьеров для импорта. И все взоры обращаются к чиновникам, которые должны “решить” эту проблему”, – отметил он.

Но почему так получилось? Почему бизнес, в который вложены огромные деньги, оказывается неконкурентоспособным? И почему вопрос его конкурентоспособности должны решать чиновники, причем за счет потребителей и налогоплательщиков? Первые будут оплачивать завышенные цены, а вторые – разного рода льготы. Причем речь идет не о разовых случаях, а о системе. Таких случаев сотни, если не тысячи.

“А получилось это потому, что важнейшие инвестиционные решения в нашей стране по-прежнему принимают не частные инвесторы, проведя оценку рыночных запросов и будущей конкурентоспособности, а чиновники, как и в советские времена. Именно они почему-то решили, что Узбекистану обязательно нужно производить электромобили и ещё многие другие товары. И именно они наобещали в три короба потенциальным инвесторам и даже, скорее всего, предоставили им кучу льгот – налоговых, таможенных, кредитных – за счет налогоплательщиков, заемщиков, потребителей”, – добавил экономист.

Почему чиновники приняли именно такие решения? Это логика политики импортозамещения, которую мы начали в 1996 году и от которой никак не можем отказаться: нужно производить всё подряд и замещать местным производством импорт. То, что есть альтернативная политика экспортоориентации: производить только то, в чем мы имеем сравнительные преимущества, то есть можем выпускать дешевле и лучше других, они не то, чтобы не догадываются. Просто альтернативная политика их не устраивает, так как в ней нет места чиновническому “творчеству”.

При политике экспортоориентации решения о том, куда инвестировать и что производить принимают не чиновники, а частные предприниматели на основе рыночных сигналов. Но как такое возможно? А как же “шапки” и “откаты”? А как же твёрдая уверенность наших чиновников в том, что они лучше всех знают, какие товары нужно производить?

“Пока мы кардинально не изменим вектор нашей экономической политики, не откажемся от модели импортозамещения, с треском провалившейся везде, где она использовалась, и в первую очередь в нашей стране, у нас будут продолжать появляться такие производства, которые не конкурентоспособны и которые могут существовать только при ограничении конкуренции. А так как они жрут ограниченные ресурсы, действительно конкурентоспособным производствам этих ресурсов хватать не будет. Плюс их замордуют налогами и прочими барьерами ведения бизнеса, которые нужны для поддержания неконкурентоспособных производств и для пополнения коррупционных кормушек наших чиновников”, – заключил Юлий Юсупов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *