Одна из самых долгоиграющих тем для обсуждения в соцсетях – крупные местные производители, которые, полив льготы от государства, буквально сковали в тисках Узбекистан, особенно это касается автопрома. При этом, что интересно, зачастую представители этих компаний неправильно интерпретируют критику в свой адрес, записывая всех в личные враги вместо того, чтобы работать над улучшением продукции. По словам эксперта по цифровой безопасности и блогера Шухрата Курбанова, вряд ли кто-нибудь просыпается с мыслью “как же я ненавижу УзАвто” или “как меня достал Артель”. Такие мысли приходят только тогда, когда полгода ждёшь свой автомобиль и получаешь его с дефектами, либо тебя заставляют доплатить за что-либо. Или, например, когда в соседней стране ты видишь такой же товар как у тебя, но процентов на 30-50 дешевле.
“У нас есть очень странная традиция, если про кого-нибудь (в смысле не лично кого-нибудь), или что-нибудь напишешь, или скажешь, сразу запишут во враги, причем часто даже личные. А еще и ярлык прицепят какой-нибудь – а-ля противник развития узбекского (на самом деле узбекистанского) производства. На самом деле я сомневаюсь, что кто-нибудь просыпается с мыслью “как же я ненавижу УзАвто” или “как меня достал Артель”. Такие мысли приходят только тогда, когда полгода ждёшь свой автомобиль и получаешь его с дефектами, либо тебя заставляют доплатить за что-либо. Либо когда в соседней стране ты видишь такой же товар как у тебя, но процентов на 30-50 дешевле”, – написал он.
По словам Курбанова, как ни странно, он горячий поклонник развития местного производства, более того в отличие от многих “двигающих” эту идею, он за свои деньги покупал продукцию этого самого местного производства, поэтому имеет право критиковать то, что получал как потребитель.
Проблема же местного автопрома, добавил он, не в том, что он местный, а в том, что несмотря на все созданные для него условия, банально не может обеспечить весь существующий спрос. При этом вместо решения настоящих проблем он занят обвинением “перепродавцов”, а также тех, кто ему о проблемах напоминает.
“Нас потребителей волнует, что эти самые (к слову не все, в части малого бизнеса очень много приятных исключений) локализаторы – не могут обеспечить спрос, не следят за качеством товара, постоянно повышают цены и так далее. И, в конечном счёте, мы с вами покупаем тот же автомобиль через 6-8 месяцев после оплаты, каждый раз с новыми дефектами и по цене более качественного и именитого зарубежного производителя”, – заметил он.
Возьмём пример тех же электромобилей. У людей был выбор – идти в автосалон и купить автомобиль с гарантией, узбекским языком, и другими плюшками, что многие и сделали, либо заказать из Китая по цене на пару тройку тысяч долларов дешевле. Это и есть вопрос выбора.
“Да, возникает вопрос безопасности, но мне интересно, а у нас требования к безопасности автомобилей есть? И насколько они отличаются от требований китайского правительства? Про климатические требования тоже рассмешило – Китай огромная страна с различными климатическими зонами, вряд ли там все это не учтено. Так что уважаемые адепты и исполнители локализации местного производства, не тратьте огромные бюджеты на то, чтобы показать себя белыми и пушистыми, а других – черными завистниками, а сфокусируйтесь на решении проблем с производством и поставками, думаю от этого выиграют все. А открытый рынок и конкуренция, как бы вам не казалось странным, пойдет на пользу всем, даже вам”, – заключил он.