В ближайшее время узбекистанцы могут столкнуться с ужесточением контроля переводов, которые они отправляют с пластиковой карты на карту в различных приложениях. Не секрет, что сегодня этим механизмом пользуются многие бизнесмены, стремясь уходить от налогов. Например, продавец на рынке “Малика”, или официант в кафе, просящие вас оплатить счет переводом в Payme или Click, нарушают закон. Именно эти транзакции попадут под пристальное внимание фискальных органов.
Эти меры предусмотрены постановлением президента, подписанным в конце ноября.
По словам аналитика, специалиста по R&D, магистра Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Тимурмалика Эльмурадова (телеграм-канал “Пик Скартариса”), ужесточение контроля коснется трех и более подряд денежных переводов, а также в целом всех крупных переводов с карты на карту. При сомнительных операциях карту, банковский счет или счет в мобильном приложении могут заблокировать на срок до трех дней.
“Еще ужесточается контроль с оплатами, связанными с азартными играми и движением капитала. То есть какой-то букмекерской конторе может стать сложнее выводить деньги из Узбекистана, а какому-нибудь шмизнесмену – говорить “терминал не работает, сделайте клик”. Правда, под раздачу могут попасть и все остальные, кто переводит деньги с карты на карту в каких-то личных целях”, – подчеркнул он.
Еще один интересный момент – с 1 июля 2024 года увеличиваются требования по уставному капиталу для платежных организаций и сервисов. Для платежных организаций порог будет установлен в размере 10 миллиардов сумов (сейчас от 1 миллиарда сумов), в платежных системах – 50 миллиардов сумов (сейчас от 10 миллиардов сумов).
При этом с 1 июля 2025 года требование к платежным организациям еще раз вырастет до 20 миллиардов сумов.
Кроме того, с 1 июля 2024 года компании, отвечающие за платежные системы и организации, должны быть в форме акционерного общества (АО). Сейчас практически все платежные организации (Payme, Click, Oson и другие) и платежные системы (Uzcard, Humo) работают как ООО, потому что это наиболее удобная форма для бизнеса.
АО накладывает больше обязательств, например, надо будет раскрывать информацию – ежеквартальные и другие отчеты, изменения владельцев и руководителей, крупные сделки и так далее. В этом плане станут как банки.
“Сейчас в Узбекистане 49 платежных организаций и не факт, что все они успеют к 1 июля найти деньги, выпустить акции и превратиться в АО. Даже старые требования не все тянули, в сентябре по этой причине были отозваны лицензии у четырех компаний, что уж говорить про новые. Так что каких-то платежных организаций в следующем году может уже не быть”, – добавил он.
Другой важный момент – Национальное агентство перспективных проектов становится регулятором электронной коммерции вместо Министерства цифровых технологий и Министерства инвестиций, промышленности и торговли. Учитывая, что все платежные организации и системы становятся АО, это логичное решение – недавно НАПП стал регулятором рынка капитала и теперь отвечает за портал Openinfo, где АО раскрывают свою информацию.
По словам эксперта, в результате быть платежной организаций точно станет сложнее, хотя бы потому что теперь для этого надо больше денег. Переводы с карты на карту теперь будут чаще и больше оказываться под лупой.
“В целом, правила становятся жестче, требований – больше. Зачем все это делается – понятно, главное, чтобы не было “им сказали принести шапку, а они несут ее с головой”. В любом случае таковы новые реалии, с которыми нам теперь жить и работать”, – заключил он.