В знаменитом Гелиокомплексе в Паркентском районе Ташкентской области началась реконструкция. Однако работы проводятся крайне бездумно и без учета того, что это здание входит в Национальный реестр памятников культурного наследия. Прямо сейчас разрушается остекление фойе административного корпуса, являвшееся неотъемлемой частью архитектурного облика научно-производственного комплекса. Вместо этого здесь устанавливают стандартные пластиковые окна.
Об этом сообщила Обсерватория культурного наследия Центральной Азии Alerte Héritage.
“Тревожный сигнал поступил нам из Гелиокомплекса в Паркенте. В здании, включенном в конце апреля в Национальный реестр памятников культурного наследия, проводится реконструкция, в ходе которой разрушаются оригинальные элементы архитектурного решения, включенные государством в объект охраны. Ранее были демонтированы особые солнцезащитные панели, не блокировавшие визуальные связи между интерьерами комплекса и его природным окружением – они являются важной частью здания и их обязательно следует сохранить. Прямо сейчас разрушается остекление фойе административного корпуса, являвшееся неотъемлемой частью архитектурного облика научно-производственного комплекса”, – отметили в обсерватории.
Как видно из полученных фотографий от Alerte Héritage, окна 80-х годов заменяются стандартными пластиковыми стеклопакетами. Это решение, уместное в случае ординарных сооружений, выглядит неадекватным, когда речь идет о памятнике архитектуры. Окраска фасадов административного корпуса вертикальными полосами противоречит авторскому замыслу и фактически разрушает композицию комплекса.
Крайнюю озабоченность также вызывает и то, что уникальные стеклянные композиции Ирены Липены, принадлежащие к числу лучших произведений монументального искусства Центральной Азии 1980-х годов, фактически оказались в открытом продуваемом пространстве, что грозит непоправимыми последствиями в случае неожиданных ветров, не столь уж и редких в предгорьях Тянь-Шаня. Также неприемлемо и то, что стекло не было защищено от строительной пыли, тогда как его очистка трудоемка и небезопасна для хрупкого материала.
“Мы не преуменьшаем сложностей ситуации! В течение нескольких десятилетий Гелиокомплекс пытался адаптироваться к новым экономическим реалиям. Его сотрудники работают в сложнейших условиях, особенно зимой, когда здание противостоит холоду и осадкам. Реконструктивные и реставрационные действия необходимы. Однако после включения сооружения в список памятников, планы реконструкции должны учитывать и новую юридическую ситуацию. Государство ответственно за сохранность комплекса и в особенности тех его элементов, которые были включены в предмет охраны”, – подчеркнули эксперты.
Необходим комплексный проект реставрации наиболее важных частей здания и реконструкции остального сооружения, который должен быть согласован с экспертами по сохранению наследия. Также Агентство культурного наследия должно санкционировать любые работы, которые производятся в отношении объектов наследия – и применять к нарушителям все имеющиеся у государства рычаги воздействия, от административных до уголовных.
“Но возникает вопрос: уведомили ли сотрудники Агентства собственника Гелиокомплекса об изменении статуса здания и знают ли они о реконструкции нововведенного памятника? И если да – почему они хранят молчание и не предпринимают мер, согласно тем законам Узбекистана, которые должны быть задействованы в этом случае?” – заключили в обсерватории.