Чиновники в очередной раз решили попробовать объять необъятное и соединить базы данных всех коммунальных услуг, запустив Единую платформу коммунальных услуг. Отметим, что подобную систему в стране планируется запустить еще с 2017 года, однако воз и ныне там. При этом часть экспертов сомневается в необходимости создания подобной системы.
Сегодня проект создания Единой платформы коммунальных услуг был представлен президенту.
В презентации проекта отмечалось, что “система позволит потребителям осуществлять платежи за услуги восьми коммунальных организаций, собирать в одном месте и автоматические распределять данные от более чем 14 ведомств”. Больше о ней пока ничего не известно. Также непонятно, когда она будет внедрена.
Ранее эксперт по цифровой безопасности Шухрат Курбанов буквально на пальцах объяснил, что такое единый биллинг и нужен ли он Узбекистану.
Что такое биллинг вкратце и по-простому – это такая система, которая учитывает, сколько вы должны за услуги. То есть, это такое программное обеспечение, куда попадают ваше потребление услуг (использованные кубометры газа, киловатты электричества, кубы воды и т.д.), а также ваши оплаты. В итоге на выходе вы получаете данные, кто сколько должен и за что.
Что такое единый биллинг?
“Сейчас у каждой коммунальной компании есть своя система, которая ведет учет вашего потребления и ваших оплат. Более того, как я понимаю, в некоторых случаях каждый коммунальщик может иметь разные системы в разных регионах. Так вот, когда-то появилась идея фикс, что у всех должна быть одинаковая система. Плохо или это хорошо? Наверное, с точки зрения обслуживания системы – это хорошо. С точки зрения того, что мы обычно получаем на выходе всяких гостендеров – плохо. Значит у всех будет одна и та же фиговая система”, – отметил Курбанов.
Нужен ли единый биллинг?
Проблема была в том, что с точки зрения потребителя в коммунальной сфере сейчас полный зоопарк, у каждого коммунальщика своя система, в них нужно разбираться, уметь читать, где какие расходы и так далее. Там еще у каждого человека свой лицевой счет, своя логика входа в личный кабинет – одним словом морока для потребителя.
“Тогда и появилась идея, пусть будет одна система, государству, как владельцу коммунальщиков, тоже легче управлять. Вот с этой идеей, как неким волшебным решением всех проблем, носятся аж с 2017 года. Но по мне, единый биллинг гораздо удобнее с точки зрения не единой системы, а с точки зрения единой реализации. То есть не должна быть одна система, вон у сотовых компаний много разных систем и ничего, народ почти не страдает. Может быть много систем с единой логикой реализации, как с точки зрения заказчика (коммунальщиков), так и потребителей”, – написал Курбанов.
Более того, после того как власти решили, что теперь единый идентификатор для всех коммунальщиков и не только – это персональный идентификационный номер физического лица (ПИНФЛ), решение части проблемы стало проще. Значит, не надо никакого единого биллинга – нужны просто единые требования, в том числе и по логике учета, интерфейсу и прочим параметрам, а биллинг может быть разный.
Почему не получается внедрить единый биллинг коммунальных услуг столько лет?
Тут, конечно, самый простой ответ – не было твердого приказа. Но, по словам эксперта, проблема была немного в другом:
1. Нет единого заказчика – коммунальные службы раздроблены и никак не связаны друг с другом. Соответственно, нет того, кто был бы единым держателем проекта, проще говоря заинтересованного в реализации проекта, который получил бы выгоду от его внедрения. МинСтройЖКХ не в счет, потому что слишком часто реформируются, у них, скорее всего, другие задачи. Как вариант, мог бы быть хокимият Ташкента – но тогда получим на каждую область свой единый биллинг, хотя почему и нет.
2. Единый биллинг не принесет ничего нового в систему ЖКХ, потому что есть бардак с данными, проблема миграции на новый биллинг и нюансы каждого из коммунальщиков.
3. Возможно, он и не нужен.
“Так или иначе, а за шесть лет воз и ныне там. Что могу сказать, резюмируя все написанное. Считаю, что надо забыть о едином биллинге и идти в сторону единых стандартов для всех коммунальных биллингов. Гораздо важнее, в том числе и для потребителя, корректные данные и понятная логика формирования цифр. Поэтому надо разработать единый стандарт, ну или техзадание для всех коммунальщиков, и пусть они подтягивают свои системы до этих стандартов”, – заметил Курбанов.
Он считает, что одновременно с этим лучше сфокусироваться на том, чтобы в том же my.gov.uz сделать возможность получать данные, причем с понятной расшифровкой. Если это долг, то там должно быть подробно расписано формирование этого долга. Да и справку об отсутствии долга тоже чтобы можно было получать в том же месте.
“Не знаю как другие, но я уже давно получаю данные в мобильных платежных приложениях, и плачу там же”, – заключил он.