Певец Джахонгир Отажонов накануне представил новый клип “Качайте”, посвященный нравам современных модных девушек, которые больше увлечены своей внешностью, силиконовыми губами и грудями, а также социальными сетями нежели воспитанием детей. Часть публики восторженно встретила песню, отмечая, что это будет хит не только в Узбекистане, но и за его пределами. Однако многие отметили, что подобная песня – это уже явный перебор. Так, например, гендерная экспертка и фемактивистка Ирина Матвиенко считает, что никакой гениальностью нельзя оправдать унижение людей.
“У Джахонгира Отажонова вышел новый клип, где он высмеивает потребительскую культуру. Певец, который признался, что может дать пощечину женщине, не признает важность семьи (куча разводов и детей от разных браков как доказательство), не придумал лучшего образа для высмеивания, чем образ “навороченной” девушки с пышной грудью, большими яркими губами, которая не думает о своем развитии. Что мне кажется странным в восторгах вокруг этого клипа? Примерно всё. Я понимаю, что мизогиния, в том числе внутренняя, достаточно крепко сидит в нашем обществе. Но не могу к этому привыкнуть”, – отметила она.
По ее словам, патриархат объективирует женщин. Они в этой культуре лишены субъектности и воспринимаются как объект, который для товарного вида и успеха должен обладать определенными критериями. Один из них – внешний вид. К женщинам в этом плане гораздо больше требований, а то время как эталон мужской красоты – это быть чуть красивее обезьяны.
В глубоко патриархальном обществе женщина в возрасте, женщина неконвекциональной внешности или веса имеет гораздо меньше шансов продвинуться, нежели мужчина с такими же параметрами или условно привлекательная женщина. Девочки очень быстро это усваивают и многие из них достаточно рано превращают своё тело и внешность в инструмент для получения желаемого. Потому что так работает патриархат.
“Высмеивать женщину, которая загнана в ловушку этой системой – это непонимание того, как построено угнетение женщин, и, фактически, поддержка этой системы. Ладно, я не ждала чего-то иного от певца, который в своих интервью рассказал о своем отношении к женщинам (спойлер: всё плохо, можете погуглить). Но, видимо, у меня были завышенные ожидания от людей, которые публично выступают за права женщин. Выступать за права женщин, но при этом продвигать мизогинное творчество не лучшей ролевой модели – оксюморон. Никакой гениальностью нельзя оправдать унижение людей”, – подчеркнула она.
Экспертка также добавила, что в комментариях несколько раз удивлялись, почему сами женщины смеются над мизогинным клипом Отажонова. Однако ничего удивительного в этом нет. Женщинам с детства говорят, что у них нет чувства юмора и они не понимают шуток, если их обижают унизительные “типашутки” в их адрес. Неудивительно, что в итоге, чтобы быть “как все” женщины начинают транслировать внутреннюю мизогинию и смеются над мизогинными шутками.
Если копать глубоко в суть данного явления, то это защитный механизм, чтобы предупредить возможную агрессию в свой адрес (выделяться опасно, остаться в одиночестве опасно) и показать, что они неопасны – умеют посмеяться над тем, как их унижают, типа это такое чувство юмора (социально одобряемое, кстати). А вот в отношении мужчин такие клипы не снимают и мизандричные шутки не говорят – это в обществе считается несмешным и оскорбительным.
“Можно привести в пример буллинг в школе, чтобы было очевидно, как оно работает. Допустим, в класс приходит новый ребенок, который носит очки (полненький, смугленький, лысенький – в общем, имеет одну из характеристик, за которую его могут травить). Но ребенок с порога заявляет: “Я очкарик, в попе шарик” (да простят меня люди в очках). Всё смеются, типа свой чувак, для нас неопасен. Возможно, его даже примут в группу, которая травит других. И, скорее всего, он будет там активным участником. Изменит ли это ситуацию с буллингом в отношении детей в классе или в школе? Нет. Просто не будут травить конкретно этого ребенка, он “свой”, юмор понимает. А с остальными по-прежнему можно так обращаться”, – заключила она.