Сегодня стало известно о том, что здания издательства “Шарк” исключены из Национального перечня объектов культурного наследия Узбекистана. Что будет теперь с историческим объектом – пока непонятно. Однако в сентябре прошлого года здание уже пытались продать инвесторам, которые должны были создать здесь некий “единый имущественный комплекс, отвечающий требованиям современного градостроительства”, а если говорить простым языком – снести и построить очередной деловой комплекс. Возможно, уже в ближайшее время мы узнаем о новом аукционе и компании, которая займется “реконструкцией” здания, обернувшейся варварским уничтожением одного из символов Ташкента.
Первым об исключении здания из перечня объектов культурного наследия сообщило издание “Газета.уз”. Редакция Vaib.uz собрала мнения, что думают об этом общественные деятели.
Блогер и журналистка Александра Иванюженко (insider.uz):
– А у нас все по-старому. Здание Шарк исключили из списка культурного наследия. Кто-нибудь может мне объяснить, зачем вообще этот список нужен? Включили, выключили. Захотели снести – снесли. Для чего он создавался? Если он не может уберечь наши памятники архитектуры? Интересно просто, сколько это стоит убрать из этого списка Сити Марку?
Блогер и журналист Никита Макаренко (Эффект Макаренко):
– Один из важнейших символов Ташкента, здание издательства “Шарк” архитектора Рихарда Блезэ закрытым секретным постановлением Кабинета Министров номер 28 от 15 января 2024 года исключено из списка материального культурного наследия.
Ничтожные людишки, что же вы, боитесь подписать своими реальными именами? Духа нет в лицо ташкентцам посмотреть? Тайком уничтожают культурные памятники, гаденько, стыдливо. Все равно же всё станет известно рано или поздно, и ваши имена покроются позором.
Если в деле акфа-штурмовики, как сообщали в сентябре СМИ, то я сомневаюсь, что до них эти ценности дойдут. Там же полный Дубай головного мозга.
Блогер Бекзод Рустамбеков (Коммуналкин):
– Мы же понимаем, что пешки из Агентства культурного наследия, от слова “совсем” абсолютно ничего не решают. Они лишь выполняют поручения своих хозяев. А их хозяева давно уже продали свои души зеленым Франклинам. Им не важны история города, общественное мнение, или же наследие потомкам ими диктует соблазн, алчность и ощущение всевластия.
Как сказал один мудрый классик – “Эти люди давно попутали берега”.
Журналистка Виктория Абдурахимова (Город говорит):
– В сентябре, когда появились тревожные новости о судьбе зданий издательско-полиграфической компании “Шарк”, вышла колонка Бориса Чуховича “Остов коллективной памяти ташкентцев” – о том, почему их необходимо сохранить, даже несмотря на неправильную реконструкцию 16-этажки.
Историк архитектуры назвал две причины. Знаковое высотное здание с курантами (УзА) архитектора Ричарда Блезэ является одним из крупнейших остовов коллективной памяти ташкентцев. Его снос (к которому, видимо, идёт дело) косвенно разрушит и Музей истории, другой модернистский памятник, неразрывно связанный с издательством.
Сегодня, когда читаю о том, что здания “Шарка” лишили статуса объекта культурного наследия, понимаю: аргументация историков, архитекторов, урбанистов и других людей компетентных, со знаниями – пустой звук для тех, кто принимает подобные решения и исполняет их. О сохранении какой памяти может идти речь, когда земля в центре города так пахнет возможностью стать богаче? Туда же развитие туризма, которое так часто звучит с трибун. Оно превратилось в присказку из серии “мирное небо”. Одни её повторяют, потому что работа такая, другие оправдывают ею применение орочьей силы, которая камня на камне не оставляет от исторических мест. Да и всего живого.