Меньше маркетплейсов, больше рассрочки. Чего ждать потребителям в 2024 году. Мнение эксперта

Аналитик, специалист по R&D, магистр Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Тимурмалик Эльмурадов (телеграм-канал “Пик Скартариса”) продолжает делать прогнозы по развитию потребительского рынка в Узбекистане. По его словам, в 2024 году узбекистанцам стоит ждать расширения механизмов покупки в рассрочку, увеличения конкуренции среди цифровых банков, сокращения числа узбекских маркетплейсов и еще ряда интересных тенденций.

Больше конкуренции в digital-банкинге

Три года назад в Узбекистане было 0 цифровых банков, сейчас их уже 8. Почти половина из них была создана в прошлом году, но полноценную работу они начнут только в этом, так что будет горячо.

Классическим банкам тоже стоит активнее уходить в digital, считает эксперт.

Первые микрофинансовые банки

Пока их еще нет, но уже известно, что им разрешат привлекать вклады, выдавать кредиты, проводить платежи. То есть это будет что-то вроде light версии банка, demo-банк, который будет где-то конкурировать с обычными банками, а где-то – с платежными организациями.

Минимальный уставной капитал будет 50 миллиардов сумов – больше, чем у платежных организаций, но меньше, чем у банков.

Больше продуктов по исламским финансам

Многие рассрочки в Узбекистане уже работают именно по таким принципам (nasiya). В 2024 году исламские финансы законодательно появятся в микрофинансировании, уже готов проект законодательного документа и не только.

Меньше национальных маркетплейсов

Помните пост про бум маркетплейсов? Так вот, у некоторых компаний уже заканчиваются деньги, а взлететь так и не получилось.

В таких условиях лучше всего остановиться, зафиксировать убытки и заняться чем-то другим. Да, не всем суждено пройти death valley, но тут ничего не поделаешь.

В то же время будут наращивать присутствие иностранные маркетплейсы вроде российского Wildberries или китайского Aliexpress.

Первые подписки

Сейчас у нас есть Yandex Plus, но начнут появляться и национальные аналоги. Это будет что-то вроде MTC Premium, когда человек за фиксированную плату получает доступ сразу к нескольким сервисам и бонусам, например, связь, скидки, повышенный кешбэк и так далее.

Ближе всех к этому сейчас Uzum, но могут подтянуться и другие, потому что 2023-й показал, что экосистемы работают. Просто надо уметь их создавать.

Больше рассрочки

Некоторые кейсы показали, что модель “купи сейчас, плати потом” хорошо заходит людям, так что другие тоже начнут активнее её использовать. В Узбекистане, где аренда с выкупом является одним из самых популярных способов приобретения автомобиля, это очень даже логично.

Больше криптопроектов

Да, эта машина у нас всё никак не запустится, но хотя бы начали появляться первые проекты. Например, Kapitalbank и Octobank в прошлом году выпустили уже более 90 криптокарт, а оборот по ним составил $6 000. Да, все еще смешные суммы, но процесс хотя бы сдвинулся с мертвой точки.

Bonus: чего не будет

Массовых оплат с карты на карту. Теперь предприниматель при такой покупке будет нести большие риски, вплоть до блокировки карты.

Конечно, шмизнесмены постараются это обойти, открыв по 10-15 карт или говоря “вот тут банкомат есть, сходите снимите деньги”, но объем этого теневого рынка точно станет хоть немного меньше.

В таких условиях продолжат расти оплата по QR и другие альтернативы.

Первую часть прогнозов эксперта можно прочесть здесь. Эльмурадов отмечал, что Узбекистану в 2024 году также стоит ждать выхода на рынок новых международных брендов, сокращение числа ноунейм-маркетов и роста локальных сетей, а также больше общепита с российскими корнями.

Прокатись в нашей телеге

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *