В преддверии Нового года эксперты по традиции составляют прогнозы на будущий год, очерчивая тенденции, которые будут ключевыми. По словам аналитика, специалиста по R&D, магистра Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Тимурмалика Эльмурадова (телеграм-канал “Пик Скартариса”), Узбекистану стоит ждать выхода на рынок новых международных брендов, сокращение числа ноунейм-маркетов и роста локальных сетей, а также больше общепита с российскими корнями.
“Насыщенный выдался год – много разных событий, кто-то пришел, кто-то ушел, кто-то принимает странные решения, но в целом было интересно. Весь этот год я занимался исследованиями разных рынков, так что сейчас нарисовались четкие тенденции. Самое время их разобрать”, – отметил он.
Больше международных брендов
На Costa Coffee, Cinnabon, Sportmaster, Crowne Plaza и многих других дело не закончилось. Международные сети будут еще больше заходить в Узбекистан и напрямую, и по франшизе.
Больше внимания экологии
Компаниям, которым на это не всё равно, будет легче привлекать деньги и получать поддержку от государства. Это уже сейчас происходит – в банках много “зелёных” кредитов, которые выгоднее обычных.
К тому же и со стороны потребителей потихоньку появляется запрос на экологичность. Конечно, ему еще далеко до массовости, но тренд есть.
Больше премиального бизнеса
Растет количество продуктов, направленных на состоятельных людей – отели, еда, недвижимость, автомобили, даже ритейл. Что-то уже запустилось, что-то уже анонсировано, что-то еще готовится.
В 2024 году это продолжится, потому что многие ниши еще не заняты. Например, появится что-то похожее на private banking, когда банк за отдельную плату готов стать твоим личным помощником по инвестированию, кредитованию, сбережению. Такое не может стоить дешево, но спрос уже формируется.
Меньше платежных организаций
Мало того, что заткнули некоторые дыры, так еще и общее регулирование значительно ужесточилось. Не все доживут до весны, зато те, кто сможет это сделать, станет сильнее и устойчивее. Естественный отбор? Может быть…
Меньше ноунейм-маркетов, больше локальных сетей
Место безымянных магазинчиков будут занимать сетевые магазины. Долгое время у нас были Korzinka и Makro. Потом появился Havas. Сейчас набирают обороты Assorti, Massdar, Olma и многие другие.
И местные бренды, и иностранные (например, Magnum) собираются значительно вырасти в 2024-м году. Всё это увеличит долю организованной розницы, но до победы супермаркетов над базарами по-прежнему очень далеко.
Больше общепита с российскими корнями
Если вкратце, то рынок России сильно потерял в привлекательности, одними Дубаями сыт не будешь, поэтому всё больше российских рестораторов присматривается к Центральной Азии.
Есть ли у них тут шансы? Ну, учитывая, что мы не избалованы ресторанными форматами, то, наверное, да. Главное, чтобы работали в белую, потому что общепит и без иностранцев очень серый.
Меньше бензиновых иномарок, больше китайских электрокаров
Несмотря на то, что растаможка каждый год дешевеет, она по-прежнему остается очень дорогой. В таких условиях продолжит быстро расти количество электрокаров, особенно, китайских.
Мало того, что Exeed, BYD, Jetour и другие нарастят поставки, так еще придут и новые бренды. Уже сейчас электрокары и гибриды захватывают рынок иномарок Узбекистана, а в следующем году эта тенденция только усилится.
Bonus: чего не будет
Монополии на внутренних авиарейсах. Здесь впервые появился выбор – государственная Silk Avia или частная Humo Air. Да, пока что только две компании, но раньше и этого не было.
Впрочем, им сейчас надо конкурировать не столько между собой, сколько с междугородними таксистами, потому что рынок региональных авиаперевозок только-только встаёт на ноги.
Это лишь первые семь тенденций, есть еще несколько. Читайте остальные в следующих материалах эксперта.