На безопасности не экономят: на снеголавинной станции «Чимган» ввели пониженный лимит на электроэнергию?

На безопасности не экономят. На снеголавинной станции "Чимган" ввели пониженный лимит на электроэнергию?

Vaib.uz (новости Узбекистана. 20 февраля). Странная и тревожная история разворачивается вокруг снеголавинной станции «Чимган». В сети появилась информация о том, что в этом году на снеголавинной станции тяжёлая ситуация по обеспечению электричеством. Здесь установлен лимит потребления электроэнергии – всего 58 кВт. Об этом сообщил в своём посте инженер-гляциолог станции Альберт Попов. Редакция Vaib.uz связалась с ним, чтобы разобраться в ситуации.

Альберт Попов работает и живёт на станции постоянно с 1983 года. Работа снеголавинной станции заключается в обеспечении лавиной безопасности в рекреационной зоне отдыха «Чимган» для отдыхающих в зимнее время. Для этого сотрудники станции проводят постоянное наблюдение за погодой, состоянием снежного покрова на горных склонах, ведут учёт и описание сошедших лавин. Проводятся выходы на склоны для выкапывания шурфов, измерения толщины снежного покрова с помощью дистанционных реек и фиксации фактов схода лавин. На основе этого рассчитывается и составляется лавинный прогноз и передаётся в Узгидромет. Оттуда информация направляется в заинтересованные организации и в первую очередь в МЧС.

Недавно Альберт Попов опубликовал в Facebook фотографию: на фоне сияющих огней новых гостиниц Чимгана в его комнате горела керосиновая лампа – электричества не было. За эту зиму отключения происходили несколько раз вследствие повышенной нагрузки на электросеть после постройки новых гостиниц.

Когда мы позвонили ему вечером, Альберт Степанович рассказал, что в тот момент свет на станции был, но сотрудники живут в режиме строгой экономии. За превышение лимита «сверху» грозятся наказанием. При этом остаётся неясным, о каких мерах идёт речь: отключат ли электричество или удержат средства из заработной платы.

Аналогичные лимиты были спущены и на другие станции Ташкентской области. Про положение в других областях сведений нет.

Ради экономии на станции сначала отключили сауну (её использовали до этого не чаще двух раз в месяц), затем нагреватель воды на кухне. Хотя понятно, что после проведения снеголавинных работ при отрицательных температурах необходимо согреется и просушить одежду. Начальник станции перенёс рабочее место из кабинета в столовую, чтобы «сэкономить электроэнергию», но и этого оказалось недостаточно.

На станцию приезжали комиссии из областного управления, чтобы уличить в перерасходе электроэнергии. Сотрудников предупредили, что за лишние киловатты придётся платить из собственного кармана. Также звучали предложения собрать все службы станции в одном помещении, чтобы экономить тепло. В пример, проверяющие приводили меньший расход электричества на других станциях, не учитывая, что станция «Чимган» находится в горах, где температура в среднем на 10 градусов ниже, чем в Ташкенте.

Для сравнения: в Ташкенте социальный лимит для одной квартиры составляет 200 кВт, после чего применяется повышенный тариф. А здесь речь идёт не о квартире, а о работе снеголавинной станции, от которой зависит безопасность людей в горах.

Ситуация достигла пика, когда на станции замёрзла вода – на кухне и в душевой. Трубы удалось спасти только благодаря тому, что их начали прогревать паяльной лампой. Если бы этого не сделали вовремя, то трубы полопались бы и станция могла бы остаться без воды до лета, когда можно было бы заменить трубы. И пока морозы не ослабли, в проблемных местах ставили обогреватель рефлектор.

Сейчас на станции нельзя пользоваться душем, сауной, нет горячей воды на кухне. При этом еду здесь всегда готовили на электрических плитах, так как в отличие от других станций, находящихся внизу, здесь нет газа. Электричество нужно не только для поддержания тепла, для согрева лавинщиков, вернувшихся с работы на морозе, но и для работы электроприборов, аппаратуры, компьютеров и рации. Для их работы температура в помещении не должна быть ниже 18 градусов. 

«Нам ещё повезло, что сейчас аномально тёплая для февраля погода и среднесуточная температура 2-3 градуса тепла, что на 4 градуса выше нормы», – говорит Попов.

По его словам, такого положения за всю историю станции ещё не было даже в более суровые зимы, когда происходили аварийные отключения по одной линии. Всегда можно было переключиться на вторую линию. Теперь такой возможности нет, так как ещё два года назад вышел из строя второй трансформатор, а на его ремонт управление не выделяет денег.

В позапрошлом году ремонт основного трансформатора был выполнен перед началом зимнего сезона за счёт средств сотрудников станции. В этом сезоне ситуация осложнилась из-за переключения второй линии от станции на строящийся кресельный подъёмник – от гостиницы «Арчазор» на вершину Кизил-Джара. По словам Альберта Степановича, в таких условиях уже не имело смысла проводить ремонт трансформатора осенью своими силами.

На этой линии, помимо снеголавинной станции «Чимган», находится канатно-кресельная дорога. При отключении единственной линии электроснабжения люди, находящиеся в креслах, вынуждены мёрзнуть на ветру, пока запускается аварийный дизель. Спуск для первых «счастливчиков» вместо обычных 7 минут занимает более получаса, что особенно опасно при сильном ветре.

При отключении электричества наблюдения за погодой не прекращаются – информация передаётся в центральное управление. Однако аппаратура и рация при этом не работают. Для измерения осадков во время снегопада необходимо тепло, которое растапливает снег, поэтому данные задерживаются до момента включения электричества.

Кроме того, при отсутствии электроснабжения не работает канатно-кресельная дорога, из-за чего не выполняется часть снеголавинных работ. Это может привести к серьёзным последствиям при прогнозировании лавин.

Ещё одна проблема – отсутствие стабильной связи для передачи информации. Несмотря на то, что оптоволоконный кабель проходит в 200 метрах от станции и подведён к некоторым гостиницам и дачам, на самой станции нет вай-фая. Сотрудники вынуждены передавать данные с личных телефонов, пока те не разрядятся.

С чем именно связан новый лимит, сотрудникам никто официально не объяснил. Возможно, речь идёт о бюджетных ограничениях и формальной экономии. Станция находится в ведении Ташкентского областного филиала Узгидромета. Хочется надеяться, что ведомство прояснит ситуацию и примет меры по обеспечению станции электроэнергией в достаточном количестве, что напрямую влияет на безопасность отдыхающих в зоне отдыха «Чимган», тем более что количество людей значительно увеличивается в связи с постройкой новых гостиниц. Средств же защиты от лавин нет с 2006 года, когда у снеголавинной службы были отобраны противолавиные орудия, предназначенные для активного воздействия на лавины.

Вдобавок ко всему, по словам Альберта Попова, природа проявила жёсткость в эту зиму. Снеголавинной службой зафиксирован сход 41 лавины объёмом более 20 кубометров каждая. Общий объём сошедшего снега превысил 1 250 000 кубометров при среднемноголетнем показателе 660 000 кубометров за весь зимний сезон. Жертв и разрушений, к счастью, не было.

За всю историю наблюдений сезонов с таким большим суммарным объёмом лавин было всего четыре. При этом впереди ещё сход весенних лавин. Поэтому экономить там, где ежедневно решается вопрос безопасности людей в горах, – выглядит как решение, принятое без понимания реальности. И это уже не история про киловатты…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *