Vaib.uz (Узбекистан. 30 сентября). Минэкологии опубликовало свежую статистику по проверке автомобильных выхлопов в Ташкенте. За 20 дней, с 10 сентября по 10 октября, на улицах города, на постах ДПС и на въездах/выездах автопредприятий проверили 26 900 автомобилей. Из них у 367 машин (примерно 1,36%) выявлены превышения допустимых выбросов в атмосферу. Все эти автомобили отстранили от эксплуатации до устранения проблем и выписали владельцам штрафы.
На этом фоне особенно интересно выглядит упорство чиновников, которые уже несколько лет хотят внедрить так называемые «экостикеры». Система обяжет всех автолюбителей ежегодно проходить отдельную проверку на содержание вредных выбросов, а еще – запретит въезд в центральные районы «грязным» машинам, то есть тем, кто не прошел «экоконтроль». За нарушение будет отдельный штраф.
Но после опубликованных цифр становится очевидно: всего 1,3% автомобилей реально не проходят экологические нормы. Понятно, что эти цифры – это лишь небольшая выборка от общего числа автомобилей в городе, но даже по ней можно прогнозировать общую тенденцию: серьёзных массовых проблем с выхлопом у легковых машин просто нет.
И если посмотреть на заторы на въездах в город, легко догадаться, что среди нарушителей в основном старые советские грузовики и такие же легковушки. И их легко проверить и отсеять на этапе техосмотра, если конечно он проводится честно.
Вопрос: стоит ли ради небольшого числа «грязных» машин создавать дорогостоящую для города, сложную и бюрократическую систему экостикеров, которая станет просто еще одной головной болью и дополнительным ежегодным платежом для всех автовладельцев?
Ведь, если быть честными, основной вклад в загрязнение воздуха в Ташкенте делают вовсе не автомобили. Стройки, промышленные предприятия, теплицы и котельные на мазуте и угле, предприятия с устаревшими фильтрами и печками — вот настоящие «загрязнители». И почему-то именно к ним внимание и контроль намного слабее, чем к автомобилистам.
Вместо того чтобы в очередной раз переложить расходы на простых граждан, может, стоит наконец заняться реальными источниками загрязнения? Пора бы ответить Минэкологии, кому выгодна очередная бюрократическая система под видом заботы об экологии, если результат — почти нулевой.