Vaib.uz (Узбекистан. 25 мая). Насилие в школах — не новость. Оно было всегда, просто раньше об этом говорили меньше. Но в последние годы ситуация становится пугающе обыденной. Издевательства, драки, унижения, травля — это уже не исключения, а почти повседневная школьная реальность. А самое страшное — равнодушие.
Сегодня не редкость, когда школьники устраивают самосуд над теми, кто чем-то отличается: слабый, не такой, слишком умный, с особенностями здоровья — повод найдётся. И чем жестче унизил, тем круче выглядишь в глазах других. Кто-то пытается заработать «авторитет», кто-то просто самоутверждается. А где в это время учителя? Порой — где угодно, только не рядом. Потому что «это не моя проблема», «это в другом классе», «все дети дерутся» и так далее и тому подобное…
Об одной из таких историй на днях рассказала мама ученицы школы №12 в Карши. По словам женщины, её дочь регулярно травят одноклассники 13-14 лет. Девочка страдает редким заболеванием — лейкодистрофией мозга. Несмотря на это, она учится, старается, общается. Но возвращается домой с синяками на теле и слезами в глазах.
«Каждый раз я привожу в чувства своего ребёнка и отвожу в школу, где как на войне. Почему я, отводя ребёнка в школу, думаю: не убьют ли её там? Придёт ли она живой и здоровой?» — говорит мать.
Она обращалась в администрацию школы, но безрезультатно. Всё остаётся как было. Педагоги бездействуют. И это не уникальный случай — таких историй много. Просто не все родители решаются говорить об этом вслух.
«Я сама училась в этой школе. К сожалению, она стала местом беспредела, коррупции, боёв и халатности. Я призываю общество: хватит молчать! Надо положить конец травле в школах!» — добавляет женщина.
Проблема выходит за рамки одного учебного заведения. Это системная катастрофа. У нас в стране, кажется, формируется новая школьная норма: насилие — это часть учебного процесса. Почему так происходит? Ответов много, и все они неудобные.
Во-первых, школы лишены действенных механизмов реагирования. Классные руководители и учителя перегружены, директорам важнее отчёты и рейтинги. Поэтому учитель, увидев конфликт, чаще всего старается отстраниться, чтобы «не влезать», чтобы «не нажить проблем». Администрации учебных заведений предпочитают не выносить сор из избы, прикрываясь фразами вроде: «Они же дети, разберутся». В итоге — не разбираются. Один ребёнок становится мучителем, другой — жертвой.
Во-вторых, общество, к сожалению, часто оправдывает насилие. Фразы вроде «пусть закаляется», «в жизни пригодится» или «надо уметь постоять за себя» только поощряют агрессивную модель поведения.
В-третьих, институциональные меры не работают. Национальная гвардия в школах, «проверки» телефонов и карманов — всё это не затрагивает суть. Проблема не в том, чтобы запугать детей формой и жезлом, а в том, чтобы создать культуру уважения, эмпатии, недопустимости агрессии.
Пора прекратить делать вид, что всё под контролем. Министерству нужно наконец-то выйти из своего информационного бункера и начать говорить о проблеме открыто — ведь дело уже дошло до того, что дети в школах забивают сверстников до смерти.
Нужна системная перезагрузка школьной культуры. Школа должна быть безопасным местом. Не полем боя. Не зоной страха. Не местом, где «выживает сильнейший». И пока взрослые молчат, дети учатся насилию. Пора перестать делать вид, что это «само пройдёт». Не пройдёт. Если мы не вмешаемся сейчас, завтра будет поздно — эти дети выйдут во взрослую жизнь и начнут проявлять насилие уже там.
На своём опыте должен заметить, что дети бывают разными, но после 4 класса они точные копии своих родителей. В своём поведение девочка в точности копирует свою мать, мальчик – отца. Поэтому ситуации в школе есть результат отражения поведения и семейной политики своих родителей в семье. Просто родители умеют “искусственно маскировать” свои пакости, унижения и прочее, которые они совершают по отношению окружающих их людей, коллег и прочее… Дети не умеют “маскировать” своё поведение, у них всё в открытую. Нужно заниматься воспитанием их родителей! Бесполезно говорить ребенку, что такое хорошо и что такое плохо, если в семье всё плохо!…