Vaib.uz (Узбекистан. 23 апреля). Власти Узбекистана объявили о запуске нового масштабного этапа приватизации. В ближайшие полтора года на международные рынки планируется вывести крупные государственные активы, включая: автоконцерн UzAuto Motors, сотового оператора UMS, завод по производству синтетического топлива Uzbekistan GTL, 10 теплоэлектростанций и теплоэлектроцентралей, Узметкомбинат и другие активы.
Для подготовки к продаже правительство привлечёт международных консультантов. Всего в списке — 29 активов, и большинство из них планируется полностью передать в частные руки. Объекты будут выставлены на торги в период с третьего квартала 2025 года по второй квартал 2026 года. Давайте разберёмся в плюсах и минусах этого решения.
Плюсы
Приватизация крупных активов на международных рынках может стать источником значительного притока валюты в страну. Эти средства, при грамотном управлении, способны дать импульс развитию социальной сферы, инфраструктуры, медицины и образования.
Наряду с этим, переход стратегически важных компаний в руки профессиональных инвесторов с международным опытом может стать шансом для модернизации, повышения управленческой эффективности и прозрачности в корпоративном секторе, который до сих пор страдает от монополизма и низкой производительности.
Кроме того, отказ от содержания государственных предприятий позволит освободить бюджет от многолетнего бремени дотаций и постоянных затрат, тем самым перераспределив ресурсы на более приоритетные нужды страны.
Минусы
Вопрос, кто именно станет владельцем стратегических активов и на каких условиях, остаётся ключевым. Если за вывеской «иностранных инвесторов» окажутся структуры, аффилированные с местными элитами, это будет не реформой, а очередным переделом собственности под легальным соусом. Узбекистанское общество уже переживало подобное и по-прежнему относится к приватизации с настороженностью.
Особенно тревожит возможная утрата контроля над критически важной инфраструктурой. Такие активы, как UzAuto Motors или Uzbekistan GTL, играют не только экономическую, но и политическую роль. Это касается и продажи теплоэлектростанций, где сбои способны вызвать социальные потрясения.
Кроме того, масштабная приватизация влечёт за собой неизбежную оптимизацию штата: тысячи работников могут остаться без работы. С учётом молодого и растущего населения, для рынка труда это будет серьёзный вызов.
Всё это происходит на фоне недостатка зрелых институтов: судебной системы, антимонопольного регулирования и независимых контролирующих органов. Без этих основ приватизация рискует не повысить эффективность, а создать новую волну олигархизации, где государственные монополии сменятся частными, не менее агрессивными.
Что в итоге?
В общем приватизация — это не добро и не зло, а всего лишь инструмент, эффективность которого зависит от того, в чьих он руках и как используется. При достаточной прозрачности, честных правилах игры и участии сильных институтов этот процесс способен дать стране реальный импульс для роста.
Важно, чтобы вместе с продажей активов шло и укрепление институтов — судов, антимонопольных служб, регуляторов. Только тогда приватизация станет не источником новых проблем, а шагом к зрелой, устойчивой экономике.
Самым умным и дальновидным Президентом оказался А. Лукашенко. С самого начала запретил приватизацию и сохранил госструктуры. Хочешь иметь свой бизнес начинай “с нуля”, без всякой “халтурной” приватизации. Народ живет в достатке и процветает. Уважаем и завидуем…