Общественный транспорт столицы регулярно подвергается критике со стороны пассажиров и журналистов. Претензии вызывают переполненные автобусы, неадекватно ведущие себя водители, плохие дороги, отсутствующая или некомфортная инфраструктура на остановках.
Но, возможно, дело не только в состоянии транспорта, а в том, как он управляется. Недавние заявления представителей транспортных структур Ташкента заставляют задуматься о том, что одна из главных проблем — избыточное количество ведомств, отвечающих за разные аспекты работы общественного транспорта.
Кто за что отвечает?
На пресс-конференции, прошедшей сегодня в Ташкенте, первый заместитель председателя правления “Тошшахартрансхизмат” Рустам Шамурадов подробно рассказал о распределении зон ответственности между различными структурами:
- “Тошшахартрансхизмат” отвечает за эксплуатацию автобусов, работу водителей и соблюдение расписания.
- Главное управление транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Ташкента определяет маршруты, частоту движения автобусов, расписание, а также время начала и окончания работы.
- Инфраструктура: состояние дорог — это ответственность других организаций, а многие остановки, включая конечные, находятся в ведении хокимията.
А теперь легко представить, почему это становится проблемой. Такое раздробленное управление может приводить к постоянной несогласованности действий. Например:
- Автобусы ездят с задержками не только из-за водителей или технических проблем, но и из-за плохих дорог, за которые никто в транспортной системе не отвечает напрямую.
- Плохое состояние остановок делает поездки неудобными, но у транспортных компаний нет возможности их улучшить, так как это зона ответственности хокимията.
- Маршруты и расписания могут не учитывать реальные потребности пассажиров, так как планированием занимается отдельная структура.
Почему это важно?
Пассажир не видит всей этой бюрократической “кухни”. Для него главное — чтобы транспорт был удобным, надежным и своевременным. Но из-за раздробленной системы управления, где каждая структура решает только свою часть задач, общее качество услуг остается низким.
Судя по всему, реформы в сфере общественного транспорта, начавшиеся в 2022 году, изменили зоны ответственности и управление, но, похоже, не упростили процесс. Вместо того чтобы передать управление одной структуре, ответственной за весь цикл — от маршрутов до состояния автобусов, — функции разделили между несколькими ведомствами.
Сегодняшняя ситуация, когда за одну систему отвечают сразу несколько ведомств, только затрудняет её развитие. И пока каждый “начальник” занят своим участком, пассажиры продолжают страдать от неудобств. Возможно, настало время пересмотреть подход к управлению транспортной системой Ташкента. Без упрощения и оптимизации мы будем дальше ездить по плохим дорогам, ждать автобусы часами и гадать, кто за это отвечает.
Вот именно! Когда в курятнике три петуха, ревность и драки неизбежны… Выход: зарезать всех петухов или, в лучшем случае, оставить для курочек одного живого. Граждане, откажитесь от этих “петухов” ходите пешком, пересаживайтесь на велосипеды, самокаты, скутеры… Нервы в порядке и для здоровья полезно! Этих “петухов” всё равно не перевоспитаешь (“дамланган ош”)…