Адвокат Даврон Саидов раскрыл журналистам новые подробности дела о незаконном задержании сотрудников Комила Алламжонова, произошедшем сразу после покушения на него в ночь с 25 на 26 октября 2024 года.
“Я представляю интересы семи граждан, которые 26 октября 2024 года были привлечены к административной ответственности. Это охранники, водитель, повар и завхоз, находившиеся в окружении Комила Алламжонова в момент покушения,” — рассказал адвокат.
По его словам, в течение дня сотрудники оперативно-следственной группы допрашивали этих граждан для выяснения их возможной причастности к преступлению. После окончания всех процедур их отпустили домой.
Однако, вечером того же дня их неожиданно вновь вызвали в Кибрайское РУВД. Там задержанным предложили подписать документы, признающие их виновными в мелком хулиганстве. После отказа подписывать эти бумаги, их доставили в Кибрайский районный суд.
Судебное разбирательство было формальным: адвокатам не позволили участвовать, и обвиняемых даже не заслушали.
“Судья лишь зачитала решение о применении к ним административного ареста сроком на 15 суток. Им сообщили, что они могут обжаловать это решение в суде вышестоящей инстанции”, — подчеркнул Саидов.
Допуск адвокатов и апелляция
До 3 ноября 2024 года к задержанным не допускались адвокаты, они также не имели возможности обжаловать судебные акты.
“Ко мне обратился Комил Алламжонов с просьбой взять на себя защиту этих граждан. Я изучил постановление по делу об административном правонарушении и в ходе опроса выяснил, что события, описанные в протоколе, не соответствуют действительности”, — отметил адвокат.
Эти граждане в указанный день не находились напротив кафе “Аргин” Кибрайского района, где, как утверждается, они распивали спиртные напитки и якобы совершили мелкое хулиганство. Однако протокол был составлен участковым, и на основании этого их поместили под административный арест.
После подачи апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отказался приглашать задержанных в зал судебных заседаний.
“Между тем Кодекс об административной ответственности предусматривает личную явку привлекаемых лиц на судебные заседания, и никаких исключений из этого правила нет. Суд обязан обеспечить участие арестованных, однако этого не произошло. В итоге 15 суток административного ареста им пришлось отбывать до конца”, — добавил Саидов.
Системные проблемы в судебно-правовой системе
“Надеюсь, что это дело станет прецедентом, так как в ходе привлечения этих граждан к административному аресту выявилось множество недостатков в нашей судебно-правовой системе. В частности, не обеспечивается доступ адвокатов к своим подзащитным. Между тем, в Конституции введена специальная глава, посвященная адвокатуре. Это большое достижение, что в Конституции существует эта глава, но настало время, чтобы эти конституционные нормы начали, всё-таки, работать. Для этого следует отменить массу подзаконных актов, которые препятствуют встречам адвокатов с подзащитными”, — отметил адвокат.
Он также подчеркнул, что “в условиях, когда адвокаты не имеют возможности встречаться с подзащитными, создаются условия для произвола, который мы наблюдали в данном деле. Судебный процесс проводился в нарушение норм Кодекса об административной ответственности. Содержание под административным арестом противоречило как национальному законодательству, так и международным обязательствам Узбекистана в рамках Международного пакта о гражданских и политических правах. Наши граждане были лишены права на справедливое правосудие”.
Адвокат также заявил о необходимости расследования возможного давления и неправомерных действий в отношении его подзащитных во время их содержания под стражей.
Протокол и его происхождение
По словам Саидова, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, явно действовало не самостоятельно.
“Вопрос о том, кто отдал такой приказ, должен быть изучен в рамках расследования”, — подчеркнул адвокат.
Подозрение на давление
Адвокат также сообщил, что направил письменное обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку на предмет возможного давления или иных неправомерных действий в отношении задержанных.
“Мы ожидаем, что после рассмотрения нашей жалобы сможем предоставить детальные объяснения”, — заявил Саидов.
Международные нормы и права человека
Саидов отметил, что любые действия, включающие физическое или моральное давление, могут быть классифицированы как пытки или унижающее достоинство обращение в соответствии с международными стандартами. В частности, это противоречит статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, которую ратифицировала Республика Узбекистан.
“Мы рассчитываем, что следственные органы объективно оценят возможные случаи давления на задержанных. Должно быть гарантировано соблюдение всех прав, предусмотренных национальным законодательством и международными обязательствами страны”, — заявил адвокат.
На 23 января 2025 года назначено заседание Верховного суда, где жалоба адвокатов будет рассмотрена.
а то адвокаты не знают какое у нас правосудие и какие у нас менты ?
Верховному суду СТЫД и СРАМ!!! Они сами довели судебные дела у нас в стране до такого состояния, своим “прикрытием” безобразий судов первой инстанции и Апелляций. Приведу пример (сам свидетель). Верховный суд даёт ответ на жалобу: У вас двое несовершеннолетних детей????? (первому 23 года, второму 25; копии паспортов “несовершеннолетних” прилагались). “Хоть стой, хоть падай!” Вся эта “котавасия” из-за того, что К.А. сотрудник аппарата и поэтому все “безобразия” МВД, Прокуратуры, судов сразу “вылезли в наружу”. Представьте себе, что они вытворяют с простыми людьми!!! Президент обещал “прикрыть” такую Прокуратуру, но не сдержал своё слово… Откройте Интернет и посмотрите там, народ давно уже никому не верит. Если один возмущается – это случайность, но когда в массовом количестве – это уже становится правдой.