Эта статья также доступна на: English (Английский)
Узбекистанцы в преддверии холодов активно обсуждают новый проблемный вопрос, связанный с учетом газа. Речь идет о технических неисправностях электронных газовых счетчиков, которые могут привести к дополнительным расходам для населения. Один из специалистов, знакомый с этой проблемой, поднял ее в социальных сетях, отметив, что из-за быстрого выхода из строя батареек в счетчиках данные по потребленному газу часто не фиксируются должным образом, и не передаются в систему. Впоследствии, когда данные все же попадают в базу, они учитываются некорректно, из-за чего жильцы могут превысить установленную социальную норму и платить за газ в два-три раза больше.
“Энергетическая система развивается стремительно, принимаются новые решения и законы, но одна важная проблема остается без внимания. Это создаст трудности для населения в предстоящий холодный сезон. Возможно, многие не знают, что в газовых счетчиках есть батарейка, но она быстро выходит из строя или перегорает, из-за чего объем газа, прошедшего за текущий месяц, остается в счетчике. В итоге, когда накопленный объем газа заносится в базу, он учитывается сверх лимита и списывается на счет потребителя, хотя это не его вина. Но платить за это придется именно потребителю. Об этой проблеме никто не задумывается”, – написал пользователь в соцсетях.
Официальная позиция “Худудгазтаъминот”
В ответ на волну сообщений “Худудгазтаъминот” выступил с официальным заявлением, разъяснив порядок учета и расчетов по газу для населения.
С 1 мая 2024 года в Узбекистане утверждены базовые нормы месячного потребления газа и электроэнергии, которые и становятся основой для расчетов. Организация утверждает, что в случае сбоев в передаче данных из-за батарейки или других технических неисправностей счетчик сохраняет почасовые данные о потреблении газа за последние 90 дней. После исправления поломки эти данные заносятся в базу, и расчеты производятся исходя из фактического потребления.
При этом представители “Худудгазтаъминот” рекомендуют населению регулярно сверять данные счетчика с личным кабинетом. В случае обнаружения несоответствия или отсутствия передачи данных компания советует незамедлительно обратиться к инспектору газовой службы или по короткому номеру 1104.
Что остается за кадром?
Проблема, озвученная специалистом, вызывает обеспокоенность, особенно учитывая, что зима только приближается, а потребление газа будет расти. По сути, сейчас получается, что потребитель вынужден самостоятельно следить, передает ли счетчик показания.
Возникает вопрос: неужели это — максимум, который можно предложить? Возможно, стоит обратить внимание на надежность работы счетчиков и минимизировать влияние технических сбоев на расходы потребителей. Ведь каждый подобный случай снижает уровень доверия к коммунальным службам и в целом к системе энергетического обеспечения в стране.