В Узбекистане запускается новый масштабный проект — массовая посадка деревьев вдоль международных автодорог и железнодорожных линий. Президент Шавкат Мирзиёев поручил организовать высадку миллионов деревьев вдоль 13 международных автодорог, а также железных дорог. Эта инициатива направлена на создание «зелёных поясов», которые принесут сразу несколько значимых преимуществ. Но зачем это нужно и какие выгоды получит страна от реализации этого масштабного проекта?
Улучшение экологии и снижение загрязнения воздуха
Одной из ключевых причин массовой посадки деревьев является улучшение экологической ситуации в стране. Посадка деревьев вдоль дорог поможет снизить уровень пыли и загрязнения воздуха, что особенно ощущается вблизи крупных транспортных артерий. Деревья действуют как природные фильтры, задерживая вредные частицы, выбрасываемые автомобилями, улучшая качество воздуха.
Эксперты отмечают, что посадка 840 тысяч деревьев на 53-километровом участке международной автодороги «Ташкент – Ахангаран» стала уникальным опытом. Именно поэтому Комитету по автомобильным дорогам, совместно с хокимиятами областей, поручено распространить этот опыт на 13 международных автодорогах в текущем году, посадив 9 миллионов саженцев. Также 2 тысячи километров вдоль автомобильных дорог будут переданы 10 тысячам гражданам и предпринимателям для посадки деревьев.
Еще одной важной задачей озеленения вдоль дорог является предотвращение эрозии почвы и защита территорий от пыльных бурь. В условиях, когда пустынные зоны Узбекистана страдают от деградации, деревья помогут удерживать почву и препятствовать ее размыву. Это особенно важно для сельскохозяйственных районов, которые зависят от плодородности почв.
Массовая посадка деревьев способствует улучшению микроклимата в регионах. Деревья помогают удерживать влагу, создавая более прохладные и комфортные условия вдоль дорог. Это особенно важно в засушливых регионах страны, где летом температура воздуха достигает экстремальных значений.
Именно поэтому вдоль полей планируется высадка 21 миллиона тополей, шелковиц и винограда, а также 5 миллионов саженцев на предприятиях для создания дополнительного «зелёного пояса». Эти меры помогут укрепить землю и уменьшить негативные последствия природных явлений.
Также президент поставил задачу высадить 1 миллион саженцев осенью вдоль 145 километров железной дороги Самарканд-Карши и 150 километров вдоль Ташкент-Самарканд. Министерству экологии поручено ухаживать за 167 тысячами деревьев вокруг мусорных полигонов, создавая «зелёный пояс».
Орошение и уход за деревьями
Теперь расходы на уход за деревьями в течение трёх лет, защиту от болезней и орошение будут включены в инвестиционные программы.
Также будут опробованы две экспериментальные системы орошения. В частности, в 27 районах будет разрешено бурение по одному колодцу для создания систем орошения. В горах Галлааролского района будут установлены 10 геомембран для сбора дождевой и талой воды, чтобы создать систему полива деревьев.
Весной на склонах гор и холмов в 14 районах начнётся посадка деревьев террасным методом на 500 гектарах. Эти системы помогут значительно снизить затраты на полив и сделать использование воды более эффективным.
Президент объявил, что в следующем году на программу «Зелёное пространство» будет выделено 100 миллиардов сумов. Хокимиятам областей поручено выделить не менее 1 гектара земли для создания зелёного сада и полгектара для зелёного общественного парка по проекту «Мой сад». До начала посадочного сезона эти участки будут размещены на портале «Открытый бюджет», где будут даны рекомендации по видам деревьев и их стоимости.
Массовая посадка деревьев вдоль международных трасс — это важный шаг Узбекистана на пути к улучшению экологической ситуации и устойчивому развитию. Проект сочетает в себе множество целей: от защиты окружающей среды и улучшения здоровья населения до создания более комфортных условий для путешественников и стимуляции экономического роста. В долгосрочной перспективе это поможет не только сделать Узбекистан более зелёным, но и укрепить имидж страны как ответственного и экологически ориентированного государства.