Грязный воздух в Ташкенте: где реальные действия, а не отчеты министерства

Министерство экологии вновь опубликовало список причин, по которым загрязняется воздух в Ташкенте. И, как всегда, всё сводится к природе, автомобилям, строительству и отсутствию зелёных насаждений. Снова и снова мы видим в этих отчетах набор заезженных фраз: глобальное потепление, пыль, транспортные и промышленные выбросы. Но что дальше? Где реальные действия, которые помогут изменить эту ситуацию?

Чиновники в своем заявлении перечислили “общеизвестные” факторы: изменение климата, процессы опустынивания, растущее количество автомобилей и промышленных предприятий. Да, всё это давно известно. Но проблема в том, что ситуация не только не улучшается, но и, судя по цифрам, становится катастрофической.

В 2021 году выбросы от транспорта в Ташкенте составили 212,4 тысячи тонн, а в 2022 году — уже 403 тысячи тонн. Это увеличение на 47,3%! Вы только задумайтесь над этим: практически удвоение выбросов за год! И вместо того, чтобы предложить конкретные меры по борьбе с этим кризисом, министерство просто повторяет, что виноваты “погодные условия” и “антропогенная нагрузка”. Как будто это что-то новое.

Каждый год та же песня: летом виновата жара и пыль, зимой — выбросы от ТЭС и теплиц. Мы прекрасно понимаем, что скоро начнётся очередной сезон отравления воздуха дымом от угольных станций и частных теплиц. В условиях осенне-зимнего периода ситуация станет ещё хуже, но есть ли у министерства план, как справиться с этим? Где меры по ограничению использования грязного топлива? Что сделано для перевода предприятий на экологически чистые технологии? Где конкретный план по развитию общественного транспорта и зелёных зон?

Здесь чиновники могут попытаться оправдаться, указав на недавно принятое постановление президента “О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха”, где действительно содержатся меры по улучшению ситуации. Однако это не вся правда. В документе действительно есть ряд громких заявлений:

  • Поэтапный отказ от бензина Аи-80 с 2028 года.
  • Установка пыле- и газоочистительного оборудования на 1200 теплиц вокруг Ташкента.
  • Разработка программы по созданию искусственных водоемов и озер в черте города.
  • Создание зеленого пояса и парков на площади 441 гектар в течение ближайших пяти лет (хотя цифра постоянно меняется).
  • Отказ от использования мазута в качестве топлива на предприятиях, занимающихся отоплением и производством электроэнергии в Ташкенте и прилегающих районах, начиная с 2030 года.

Однако всё это больше похоже на набор декларативных целей, без чёткой стратегии реализации. По крайней мере, обществу такая стратегия не была представлена. И если так продолжится, глядишь, доживём до 2030 года, а проблемы так и останутся нерешёнными.

Вместо реальных решений — только отчеты

Министерство в отчете снова сообщает о слабых ветрах и температурных инверсиях, которые мешают рассеиванию загрязнителей. Но разве они появились только вчера? Эти проблемы существуют годами. Почему не говорится о создании большего числа парков и зелёных зон, которые могли бы служить естественными фильтрами для загрязнённого воздуха? А сколько из 638,8 тысячи автомобилей в Ташкенте имеют низкий уровень выбросов? Разве проводимые два раза в год месячные выборочные проверки на дорогах способны кардинально изменить ситуацию? А что с системой эко-стикеров? Она будет доработана и введена, или её отложили в дальний ящик?

Вместо того, чтобы оперировать цифрами и напоминать нам о масштабах загрязнения, которые мы и так видим и чувствуем каждый день, пора предоставить реальные, конкретные планы. Мы не можем больше ждать и терпеть сезонное ухудшение ситуации. Люди задыхаются от грязного воздуха, и население заслуживает чёткого ответа: что будет делаться в ближайшие месяцы, чтобы снизить уровень загрязнения?

Министерство экологии должно выйти за рамки констатации фактов и предложить комплексную программу по борьбе с загрязнением воздуха, начиная с контроля промышленных выбросов и заканчивая улучшением городской инфраструктуры и экологического транспорта. Без этого каждый очередной отчёт будет всего лишь напоминанием о том, что проблема остаётся нерешённой, а будущее экологии Ташкента — под угрозой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *