Эта статья также доступна на: English (Английский)
Внедрение BRT (скоростные автобусы) в Ташкенте снова отложено на 2025 год, и это очередная глава в длинной истории обещаний и откладываний. Когда-то, в 2019 году, специалисты из Южной Кореи предложили эту систему метробусов, которая должна была стать революцией для общественного транспорта столицы. С тех пор прошло более пяти лет, но, увы, ни один автобус по линиям BRT так и не проехал. Всё, что мы видим — это разговоры и планы, которые уже превратились в пустые надежды.
Зачем Ташкенту BRT? Если бы система заработала, это был бы настоящий прорыв. Bus Rapid Transit (скоростные автобусы) должны были разгрузить дороги, ускорить перемещение по городу и облегчить жизнь пассажирам. Пробки, постоянно задерживающие городскую жизнь, наконец-то могли бы стать прошлым. Метробусы обещали интервал в 5 минут, чтобы бы означало быстрое и удобное передвижение для десятков тысяч жителей. Это могло бы радикально изменить качество жизни в городе, который задыхается от пробок и неорганизованности транспорта.
Предполагалось, что BRT разгрузит транспортные потоки, ведь другие автобусы по этим маршрутам больше не должны были курсировать, уступив пассажиров своим более скоростным собратьям. К этому добавлялась идея уменьшения вреда для экологии и снижения затрат на топливо и персонал. Казалось бы, вот оно — решение проблем! Но…
Звучит прекрасно, не правда ли? Однако, как всегда в Ташкенте, когда дело доходит до реализации, что-то идёт не так. Казалось бы, планы на бумаге идеальны, но в реальности ничего не происходит, а если что-то и делается — то через одно известное место. Вспомните хотя бы, как это было с выделенными полосами для автобусов: вместо помощи пассажирам — новые головные боли для водителей и участников движения.
Но вернёмся к нашим BRT. В 2020 году были разработаны два маршрута BRT: “Чиланзарский вещевой рынок – торговый центр Чорсу” и “Чорсу – ТТЗ”. В порыве любимой нашими чиновниками гигантомании число маршрутов за несколько месяцев обсуждений проекта внезапно выросло до семи, но ни один реальный шаг к реализации планов тогда так и не был сделан.
Казалось бы, в 2021 году что-то должно было измениться. Тогда появилась турецкая компания Kalyon Ulaştırma, обещавшая реконструировать 24 перекрёстка, включая сложный перекрёсток возле гостиницы “Россия”. Казалось, что проект уже на стартовой прямой, но нет. Мечты остались мечтами, а обещания — просто словами. Опять ничего не заработало.
В 2021 году наступило новое озарение. Представители “Тошшахартрансхизмат” говорили, что проект уже практически готов и скоро его запустят. Первым станет маршрут от торгового комплекса “Чиланзар” до центра “Чорсу”. Это около 18 километров пути. Он будет проходить через 26 остановок. Средняя эксплуатационная скорость здесь составит 25 км/ч, а интервал между скоростными автобусами — примерно 5 минут.
Тогда говорилось о том, что одним из преимуществ метробусов на этом маршруте станет высокая пропускная способность: они смогут перевозить более 40 тысяч пассажиров в день. Также сократится время ожидания транспорта, снизятся затраты на топливо и персонал. Вред, наносимый экологии со стороны транспорта, уменьшится на 33%. При этом эксперты уже тогда признавали некоторые трудности – есть риск сужения дорог для других участников движения за счёт выделения двух дорожных линий специально для BRT, что создаст некоторый дискомфорт для водителей других транспортных средств.
Но в 2021 году опять ничего не заработало. В 2022 году “Тошшахартрансхизмат” снова начал пересматривать проект, так как у него появились вопросы к его экономической целесообразности и практичности. После этого тоже было много слов и обещаний, которые ни к чему не привели. И вот теперь в новом постановлении, которое утвердило Программу неотложных мер, направленных на улучшение качества атмосферного воздуха в Ташкенте, установлен новый срок — 2025 год. А он не за горами — успеют ли наши транспортники что-то сделать?
Сейчас возникает другой, более болезненный вопрос: сколько денег уже потрачено на эти пересмотры, обсуждения и изменения? Деньги осваиваются, а горожане продолжают стоять в пробках, теряя своё время и нервы. Ташкенту нужно развитие общественного транспорта, и BRT мог бы стать спасением, но до тех пор, пока планы остаются только на бумаге, это лишь очередной пример того, как громкие обещания, так и не приводят к реальным изменениям.