Известный узбекский экономист Юлий Юсупов рассказал, почему Узбекистан продолжает оставаться бедной страной. По его мнению, главная причина этого – колоссальная роль государства в экономике, подменяющая и убивающая рыночные механизмы. Хуже всего то, что перспектив на стремительный экономический взлет с такой системой управления экономикой нет никаких, потому что никто эту систему менять не собирается.
“Основная проблема экономического развития Узбекистана – колоссальная роль государства в экономике, подменяющая и убивающая рыночные механизмы. Не рынок, а именно чиновники принимают у нас ключевые экономические решения. Поэтому наша экономика не является рыночной. Она всё еще командно-административная”, – написал он.
Юсупов отмечает, что расходы консолидированного бюджета Узбекистана, как доля в ВВП, значительно превышают аналогичные показатели стран с сопоставимым уровнем развития. Более того, они превышают показатели многих стран с более высоким уровнем развития. Экономист подчеркивает, что чем беднее страна, тем меньше она может себе позволить отдавать денег государству, однако в Узбекистане эти расходы продолжают расти. В 2023 году расходы консолидированного бюджета составили уже 35,6% ВВП.
На самом деле, по словам Юсупова, государственные расходы ещё выше. Они включают в себя квазигосударственные расходы предприятий, прежде всего госпредприятий, когда они берут на себя расходы, которые должно осуществлять государство. Если все эти расходы просуммировать, общие госрасходы превышают 40% ВВП. Экономист называет эту цифру немыслимой для бедной страны.
“Плюс чиновники распоряжаются кредитами госбанков, а это около 70% всех активов коммерческих банков страны, указывают банкам, кому дать кредиты, в том числе и льготные. Но этих денег чиновникам мало. Они еще и набирают долги. Госдолг из года в год растет. За последние шесть лет он вырос в 3 раза. А долги нужно не только возвращать, но и обслуживать, то есть платить проценты, которые все выше и выше”, – подчеркнул экономист.
Юсупов задается вопросом, зачем чиновникам столько денег. Он считает, что они нужны для реализации грандиозных планов по созданию и поддержке различных производств и бизнесов. В Узбекистане чиновники считают, что они лучше рынка знают, что нужно производить. Поэтому они раздают всевозможные льготы, субсидии и защищают отечественных производителей от конкуренции с импортом. Однако такая политика приводит к увеличению возможностей для коррупции, взяток и откатов.
“Чем больше денег проходит через руки чиновников, тем больше возможностей для “шапок”, “откатов”, взяток и прочих вкусняшек пламенного служения интересам народа”, – заметил он.
Эксперт подчеркивает, что государственное вмешательство в экономику приводит к высоким налогам, административным барьерам для бизнеса, дорогим кредитам и высокому уровню коррупции. Все это увеличивает себестоимость продукции и делает её неконкурентоспособной. В результате Узбекистан сталкивается с низким уровнем официальной занятости, распространенностью теневой экономики и высокой внешней трудовой миграцией.
“Подавляющее большинство крупных предприятий и финансовых учреждений находятся в государственной собственности. Доля госкомпаний в ВВП страны более 50%. Для сравнения: в Сингапуре – 15%, среднее значение в развитых странах – 20−25%. В “коммунистическом” Китае: 12% ВВП создается на предприятиях центрального правительства, еще 24% – на предприятиях местных властей. Напомню очевидный факт: государство – неэффективный собственник. А наше государство – это неэффективный собственник в кубе. Даже страшно подумать, как используется все это имущество, сколько мы не дополучаем потенциальных доходов только потому, что их разворовывают и разбазаривают в госсекторе”, – отметил он.
Юсупов заключает, что все эти факторы вместе взятые приводят к тому, что Узбекистан продолжает оставаться бедной страной. Он подчеркивает, что перспектив на стремительный экономический рост с такой системой управления практически нет, поскольку никто не собирается менять эту систему.
В условиях реально сформировавшегося рынка и доступности товаров (Китай, Турция, Корея, Европа и др.) все попытки налаживания собственного производства без поддержки государства в виде таможенного и тарифного регулирования, предоставления льгот, субсидий и прочих мер, обречены на провал. Зарождающееся частное предпринимательство обанкротится и материально и, что важнее, морально. Вера в пресловутую руку рынка рухнет до взращивания очередного поколения предпринимателей. Умеренное стимулирование государством отдельных видов производств и даже отраслей разумный, хоть и не без присутствия пагубных “привычек”, и безошибочный курс нынешнего правительства. Предлагаемые “шоковые” экономические процедуры предполагают очень даже не благоприятные социально-экономические последствия.