Накануне вечером новый начальник Службы безопасности дорожного движения Шерзод Ибрагимов выступил по телевидению, вывалив на узбекистанцев очередную порцию обещаний по изменению ситуации на дорогах. Звучали такие громкие слова, как “безопасность для пешеходов”, “законы не на бумаге, а на практике”, “бескомпромиссная борьба с нарушителями”. К сожалению, за последние годы мы все это слышали уже не раз. Каждый новый хоким, начальник СБДД и многие другие чиновники заявляли об очередном этапе бескомпромиссной борьбы, которая потом медленно превращалась в бурную имитацию. Как будет на этот раз? Посмотрим. Однако сегодня, выйдя на улицы города, наши журналисты увидели все ту же картину – неправильно запаркованные остановки и забитые автомобилями выделенные полосы для автобусов, отсутствие или плохое состояние дорожной разметки на многих столичных дорогах, опасные пешеходные переходы. Видимо борьба начнется не сегодня, а совсем скоро, главное, чтобы мы не пропустили этот момент…
Возможно, новый начальник просто не в курсе, какие проблемы волнуют пешеходов и водителей. Ничего, мы сейчас расскажем.
Страшные пешеходные переходы
Представьте себе, что вы обычный житель Ташкента и вам необходимо пересечь оживленную многополосную магистраль, но на этом участке дороги нет ни светофора, ни подземного или надземного перехода, а только нерегулируемый пешеходный переход. Что вы будете делать? Рискнете жизнью, пытаясь перебежать через несколько полос движения, или будете ждать, пока появится возможность безопасно перейти?
Увы, именно с такой дилеммой сталкиваются тысячи ташкентцев каждый день. Отсутствие должной дорожной инфраструктуры для пешеходов превратило многие улицы города в смертельные ловушки. Люди вынуждены рисковать жизнью, чтобы добраться до работы, школы или магазина.
Статистика дорожно-транспортных происшествий в стране ужасает. Только за первое полугодие 2024 года в ДТП погибло 2,2 тысячи человек, еще свыше 9,2 тысячи получили травмы. Значительная часть жертв – дети и пожилые люди, которые оказались беззащитны перед лицом несущихся машин.
Эти трагедии можно было бы предотвратить, если бы городские власти уделяли больше внимания безопасности пешеходов. Но, к сожалению, строительство новых светофоров, пешеходных переходов и надземных/подземных переходов явно не входит в приоритеты чиновников.
Пора положить конец этой безответственности! Узбекистанцы заслуживают безопасных дорог, где они могут передвигаться без страха за свою жизнь. Власти должны срочно принять меры по оборудованию опасных участков дорог современными средствами организации дорожного движения. Только комплексный подход, включающий установку светофоров, строительство надземных/подземных переходов и нанесение четкой разметки, сможет защитить пешеходов. Кроме того, необходимо усилить контроль за соблюдением правил дорожного движения водителями.
Пока ответственные лица не осознают масштаб проблемы и не предпримут решительных действий, ташкентцы будут продолжать играть в “русскую рулетку” на дорогах города. Сколько еще жизней должно быть принесено в жертву, прежде чем власти обратят внимание на этот вопрос?
Неправильная парковка
Ежедневно тысячи жителей по всей стране сталкиваются с такой ситуацией – на тротуаре стоит припаркованный автомобиль, который преграждает вам проход и вынуждает выйти на проезжую часть. Вы осторожно выглядываете из-за машины, но вокруг несутся другие автомобили, и вы понимаете, что рискуете жизнью, чтобы добраться до пункта назначения.
Сегодня Ташкент буквально задыхается от неправильно припаркованных автомобилей. Водители оставляют свои машины, где угодно – на тротуарах, остановках общественного транспорта, и даже на выделенных полосах для автобусов. Эти автомобили-нарушители создают серьезные помехи для движения пешеходов и общественного транспорта.
Особенно опасно, когда машины перекрывают обзор на пешеходных переходах. Люди, пытающиеся перейти дорогу, становятся невидимыми для водителей, что приводит к трагическим последствиям.
Казалось бы, городские власти должны принимать срочные меры для наведения порядка на дорогах. Но, к сожалению, ситуация остается без должного внимания. Отсутствие эффективного контроля и наказания за нарушения позволяет водителям безнаказанно игнорировать правила.
В результате ташкентцы вынуждены ежедневно рисковать своей безопасностью, чтобы просто дойти до работы, школы или магазина. Ходьба по тротуарам, некогда безопасным, теперь стала настоящим испытанием на выживание.
Здесь также важно понимать, что автобусные полосы являются жизненно важной частью дорожной инфраструктуры в городе, предназначенной для обеспечения быстрого и беспрепятственного передвижения общественного транспорта. Тем не менее, многие водители легковых автомобилей игнорируют дорожные знаки и оставляют свои машины на этих полосах. Это вынуждает автобусы объезжать припаркованные автомобили, что замедляет движение и увеличивает время в пути пассажиров. Когда автобусам приходится объезжать припаркованные автомобили, они теряют драгоценное время, что приводит к нарушениям графика движения. Это особенно критично в часы пик, когда каждая минута на счету.
Не менее серьезной проблемой является парковка на автобусных остановках. Остановки должны быть свободными для того, чтобы автобусы могли безопасно подъехать к ним и дать пассажирам возможность легко входить и выходить. Когда остановку занимает легковое авто, автобус вынужден останавливаться посреди дороги, блокируя движение других транспортных средств и создавая опасные ситуации для пассажиров.
Опасная невидимость
Проблема отсутствия или плохого состояния дорожной разметки на дорогах Ташкента приобрела угрожающие масштабы. На многих ключевых магистралях и перекрестках разметка либо отсутствует вовсе, либо настолько выцвела, что ее практически невозможно различить. Это создает серьезные трудности для водителей, вынужденных постоянно гадать, где проходят полосы движения.
Особенно опасно, когда разметка исчезает на пешеходных переходах. Водители не могут вовремя заметить “зебру” и, соответственно, не успевают затормозить. А пешеходы, пытающиеся перейти дорогу, становятся невидимыми для автомобилистов.
Очевидно, что используемая краска для нанесения разметки не отвечает необходимым требованиям долговечности. Она быстро стирается, оставляя водителей и пешеходов в опасной “невидимости”. Однако городские службы не спешат искать решение этой проблемы, предпочитая экономить на качественных материалах.
Вседозволенность на дорогах
Водители в Узбекистане прекрасно знают, что даже если они превысят скорость, проедут на красный свет или припаркуются в неположенном месте, им фактически ничего не грозит. Штрафы за нарушения ПДД либо слишком низкие, либо их просто не выписывают.
В результате, нарушители чувствуют себя абсолютно безнаказанными. Они мчатся по городу, игнорируя правила и создавая смертельную опасность для окружающих. Только за последний год сотни пешеходов, в том числе детей, погибли под колесами таких лихачей.
Ужесточение наказания за нарушения, усиление контроля и неотвратимость наказания – вот ключевые шаги, которые могли бы изменить ситуацию. Но, к сожалению, ничего подобного не происходит. Более того, создается впечатление, что некоторые представители власти сами заинтересованы в сохранении статус-кво. А пока это продолжается, ташкентцы вынуждены рисковать жизнью, передвигаясь по городу.
Советы новому начальнику
Ужесточить наказание за нарушения
Наказания за нарушения должны быть суровыми и неотвратимыми. Это не только штрафы, но и лишение прав за повторные нарушения. Важно, чтобы водители знали: любое нарушение будет иметь серьезные последствия.
Улучшить состояние дорожной разметки
Обновление и поддержание дорожной разметки в хорошем состоянии – это основа безопасности на дорогах. Разметка должна быть четкой и видимой в любое время суток.
Организовать безопасные пешеходные переходы
Установка светофоров и создание безопасных переходов на крупных трассах поможет снизить количество несчастных случаев с пешеходами.
Контроль за неправильной парковкой
Введение строгого контроля за неправильной парковкой и обеспечение свободного движения на выделенных полосах для общественного транспорта. Эвакуация неправильно припаркованных автомобилей должна стать нормой.
Сможет ли Шерзод Ибрагимов стать тем руководителем, который наконец-то изменит ситуацию на дорогах Узбекистана? Пока сказать сложно. Но для достижения этой цели нужно меньше слов и больше дел. Мы надеемся, что его работа станет примером реальных действий, а не очередных обещаний.