Ташкент стоит в пробках, и ситуация становится все хуже. Последние попытки властей улучшить транспортную инфраструктуру, внедрив выделенные полосы для автобусов, не принесли ожидаемых результатов. Почему? Ответ очевиден: плохое планирование и непонимание того, что на самом деле нужно городу. Неспособность властей обеспечить свободное движение общественного транспорта все глубже затягивает столицу в транспортный коллапс. Мы дошли до той точки, когда без кардинальных мер этот бардак на дорогах не изменить. Выделенные полосы, физически отделенные барьерами, и жесткие меры к нарушителям могут стать тем спасением, которого так ждут жители Ташкента. Однако есть ли в руководстве города люди, готовые к реальным шагам, а не показухе? Пока, судя по тому, что происходит на дорогах, ответ напрашивается сам собой.
Основная проблема заключается в том, что выделенные полосы для автобусов физически не отделены от основной проезжей части. Это приводит к тому, что обычные автомобилисты без зазрения совести заезжают на автобусные полосы, особенно в часы пик, когда остальные полосы заполнены машинами. В результате автобусы, вместо того чтобы свободно двигаться по своим полосам, вынуждены стоять в пробках вместе с остальными транспортными средствами.
Еще одна серьезная проблема – это парковка на автобусных полосах. Несмотря на запреты, автомобилисты продолжают оставлять свои машины на выделенных полосах, тем самым блокируя проезд общественному транспорту. Это создает дополнительные заторы и задержки, что негативно сказывается на комфорте и времени в пути пассажиров.
Источник всего этого хаоса – плохое планирование. Столичные чиновники раз за разом наступают на одни и те же грабли, при этом пытаясь получить положительный результат. Еще до появления выделенных полос в том виде, в котором они существуют сейчас, многие эксперты и урбанисты отмечали, что они не заработают, превратившись в парковку для авто. Тем не менее столичные власти все равно выбрали самое простое решение – сделать их по краям дорог, ведь перенос выделенных полос на середину трасс потребует серьезных вложений и перестройки всей инфраструктуры. В результате мы получили то, что получили.
При этом самое интересное, что в Минтрансе довольны этим проектом. В мае этого года министерство сообщило, что эксплуатационная скорость автобусов, курсирующих по выделенной полосе на улице Амира Темура, увеличилась с 18 км/ч до 24 км/ч. Чиновники подсчитали, что это позволяет ежедневно экономить 50 тысяч часов для более чем 300 тысяч пассажиров. От себя добавим, что это только цифры, а вы попробуйте проехаться на автобусе в час пик и увидите, насколько быстро можно ехать по запаркованной и забитой легковыми автомобилями выделенной полосе.
Для того чтобы выделенные полосы действительно работали, необходимо принять ряд кардинальных мер.
В частности, выделенные полосы для автобусов должны быть физически отделены от остальной проезжей части. Один из способов – это размещение полос посередине дороги и установка барьеров, которые будут препятствовать въезду легковых автомобилей. Это создаст реальное преимущество для общественного транспорта, позволяя ему беспрепятственно двигаться даже в часы пик.
Необходимо также повсеместно установить камеры видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушения. Водители легковых автомобилей, заезжающие на автобусные полосы, должны нещадно штрафоваться. Это не только будет дисциплинировать нарушителей, но и создаст финансовые стимулы для соблюдения правил дорожного движения.
Сегодня Ташкенту необходимы решительные меры для улучшения транспортной инфраструктуры. Выделенные полосы для автобусов должны стать не просто формальностью, а реальным инструментом для повышения эффективности общественного транспорта. Только так мы сможем создать комфортные условия для пассажиров и снизить нагрузку на дорожную сеть города.