Чиновники вчера презентовали очередной свой прожект президенту Узбекистана. Они намерены создать махаллинские сервисные компании, которые будут выступать неким аналогом управляющих компаний только для махаллей, где расположены частные дома. Чего только не будут делать новые структуры – заниматься благоустройством махаллей, обеспечивать чистоту улиц и арыков, высаживать и ухаживать за деревьями. Однако верится в этом с трудом, особенно когда начинаешь вчитываться в детали. По словам эксперта в сфере коммунального хозяйства, администратора известной группы “ТЧСЖ и как с ним жить” Максима Черникова, все это похоже на очередную утопию и якобы какие-то инновации, которыми чиновники пытаются прикрыть свою плохую работу.
По словам Черникова, наверняка по этому предложению еще выйдет нормативно-правовой документ, однако пока эта новость вызывает много вопросов.
Что с многоквартирными домами?
Как сообщила пресс-служба президента, махаллинские сервисные компании будут заниматься благоустройством махаллей, обеспечивать чистоту улиц и арыков, высаживать и ухаживать за деревьями.
Однако, заметил Черников, возникает вопрос: как быть с многоквартирными домами? Ведь земельные участки, прилегающие к многоквартирным домам, не переданы в постоянное пользование собственникам квартир. Содержание этих участков силами управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) за счёт обязательных взносов является нецелевым расходованием средств жителей на содержание земли, которая находится в ведении хокимията. Но на это, видимо, все закрыли глаза, и благополучно забыли.
Возможности для коррупции
В сообщении пресс-службы говорится, что сервисная компания будет выбираться из числа квалифицированных предпринимателей на основании решения совета махалли.
То есть это будет не тендер, а решение некого совета махалли. Здесь, по словам эксперта, возникает риск коррупции. По сути, решение будет принимать не совет, а махком, и вполне возможна ситуация, что выбор будет сделан не из лучших побуждений для блага махалли, а из личной материальной выгоды.
Проблема с финансированием
Следующий важный момент – финансирование. Махаллям для оплаты услуг сервисных компаний ежемесячно будет выделяться 20 миллионов сумов. Но кто именно будет выделять эти средства? Минстройкомхоз, Ассоциация махаллей, хокимият? Источник финансирования пока не определён.
Более того, 20 миллионов сумов – это не такая уж большая сумма для выполнения всех перечисленных работ. Сервисной компании нужно будет постоянно приобретать инструменты для работы, вывозить мусор, арендовать офис, оплачивать электроэнергию и зарплаты.
После всех этих расходов от 20 миллионов останется не так уж и много. Сколько человек могут быть наняты для уборки за эти деньги? Максимум двое. Смогут ли они обеспечить чистоту и благоустройство всей махалли? Сильно сомневаемся.
Платные социальные услуги
Конечно, авторы проекта могут сказать, что махаллинские сервисные компании будут предоставлять населению более 20 различных платных социальных услуг, и таким образом обеспечат себя дополнительным источником дохода.
Но нужны ли эти платные услуги жителям частного сектора махалли? Будут ли они их заказывать? Это весьма сомнительно. На заре создания управляющих компаний (УК) тоже говорилось о дополнительных источниках дохода, но сколько УК реально имеют такой доход?
Реальная польза или утопия?
Черников отметил, что на данный момент все это выглядит как очередная утопия от Минстройкомхоза. Возможно, сначала стоит довести до конца прежние начинания? Например, система биллинга, о введении которой давно отчитались, работает с проблемами. Вопрос обучения и сертификации руководителей органов управления также остается нерешенным.
В целом, идея махаллинских сервисных компаний вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Без четких механизмов реализации, прозрачного выбора подрядчиков и адекватного финансирования эта инициатива рискует стать очередным прожектом, который не принесет реальной пользы жителям. Власти должны серьезно подойти к решению этих вопросов, чтобы обеспечить реальное улучшение условий жизни в махаллях.