Долгие годы одной из самых серьезных проблем общественного транспорта в Ташкенте был так называемый план по выручке. Водители автобусов были обязаны собирать фиксированную сумму денег с пассажиров в течение смены. Невыполнение этого плана приводило к штрафам, уменьшению зарплаты или даже увольнению водителей. В результате водители больше заботились не о том, как безопасно, с комфортом и вовремя привезти пассажиров, а как напихать побольше людей в салон и обогнать другие автобусы на маршруте. Теперь “Тошшахартрансхизмат” утверждает, что в столице планы по выручке отменили, и автобусы работают по новой системе брутто-контрактов. Однако проблемы, которые были раньше из-за этих планов почему-то сохранились, да и в соцсетях утверждают, что планы до сих пор никто не отменял.
“Начиная с 2024 года компания “Тошшахартрансхизмат” полностью перешла на систему финансирования по брутто-контрактам. Данная система предусматривает финансирование перевозчика по критериям “пройденный путь” и “количество рейсов”. Ранее водители городских автобусов были привязаны к плану по доходам. В настоящее время план по доходам отменен”, – отметила начальник отдела перспективного развития и финансового анализа АО “Тошшахартрансхизмат” Зульфия Гафурова.
Брутто-контракты предполагают, что деньги водителям выдают не за количество перевезенных пассажиров, а за число осуществленных рейсов. В идеале все выглядит отлично – водители теперь не должны гнаться за числом пассажиров, а просто ездить по графику. Однако на практике многие проблемы, связанные с планом по выручке, до сих пор остаются с общественным транспортом столицы. Возможно, это просто нерешаемые проблемы, или же в автопарках водителям просто забыли сообщить об отмене планов.
Среди основных проблем можно выделить:
Частые нарушения расписания: водители задерживаются на остановках, ожидая большего количества пассажиров, чтобы увеличить сборы, что приводит к нарушению графика движения и задержкам.
Переполненные автобусы: чтобы собрать больше денег, водители могут игнорировать ограничения по числу пассажиров, что приводит к переполнению автобусов;
Снижение качества обслуживания: в стремлении выполнить финансовый план водители нередко пренебрегают правилами дорожного движения и требованиями безопасности, что приводит к аварийным ситуациям.
Стресс и выгорание: постоянное давление выполнить план приводит к высокому уровню стресса у водителей, что негативно сказывается на их физическом и психическом здоровье.
Неудовлетворенность работой: водители, испытывающие постоянное финансовое давление, менее мотивированы и заинтересованы в качественном выполнении своих обязанностей.
В общем все эти проблемы до сих пор с нами. Поэтому чиновникам из “Тошшахартрансхизмат” стоит получше присмотреться к деятельности автопарков. Может там что-то не то творится?