Ведущие производители и дистрибьюторы сигарет и другой табачной продукции выступили против введения в Узбекистане запрета на электронные сигареты (вейпы) и нагреваемый табак. Защищая свою позицию, они привели сразу восемь пунктов, почему это решение принесет ущерб нашей стране. Они считают, что Минздрав обосновывает введение запрета неверными фактами и инсинуациями. Также производители удивляются, что чиновники запрещают вейпы, но смотрят сквозь пальцы на куда более опасный насвай.
Ассоциация участников рынка табачной и никотиносодержащей продукции Tamakisoz распространила сегодня обращение касательно резонансного законопроекта по запрету вейпов, который сейчас проходит общественное осуждение. В документе перечислены восемь основных возражений против принятия данного документа.
Среди них:
1. Существуют огромная научная доказательная база, подтверждающая, что потребление вейпов и нагреваемого табака несет существенно меньшие риски для здоровья потребителей в сравнении с традиционным курением. Например, государственное агентство здравоохранения Великобритании Public Health England прямо заявило, что “имеющиеся исследования показывают, что электронные сигареты на 95% менее вредны, чем традиционные сигареты”. Правительство Канады признает, что вейпинг менее вреден, чем традиционное курение. Американская Food Drug Administration (FDA) присвоила нагреваемому табаку категорию “Модифицированного (сниженного) риска”.
2. В стране уже сформировалось устойчивое комьюнити (лица, чей возраст превышает 21 год) потребителей вейпов (более 70 тысяч человек) и потребителей нагревательного табака (более 110 тысяч человек). На каком основании взрослых людей лишают их права по снижению вреда здоровью и здоровью окружающих (ввиду отсутствия фактора пассивного курения) от курения и потребления насвая путем легального потребления рассматриваемой продукции?
3. Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему допускают сознательные манипуляции и неверное изложение фактов. Так, например, там говорится о, якобы, высоком уровне потребления электронных сигарет в Великобритании (9,4%), что преподносится как негативный пример потенциала роста потребления соответствующей продукции. Однако в пояснительной записке ничего не сказано про уровень курения в Великобритании. Так, в 2022 году такой уровень составил 12,9% в то время, как еще в 2010 году уровень превышал 20%. Таким образом, очевидно, что менее вредный вейпинг заместил значительно более вредное курение, что прямо доказывает потенциал электронных сигарет (вейпов) в части снижения вреда общественному здоровью от табакокурения.
4. В пояснительной записке также указано, что запрет на оборот электронных сигарет (вейпов) якобы рассматривается в таких странах, как Франция, Бельгия, Великобритания, Ирландия и Германия. Этот тезис является абсолютно ложным. Как было указано выше, в Великобритании на правительственном уровне рассматривают вейпинг, как менее вредную альтернативу курению. Речь же в этих странах ведется о потенциальном запрете только на один из типов электронных сигарет (вейпов): на так называемые “одноразовые электронные сигареты” по причинам, связанным с экологией. Таким образом, в основу законопроекта прямо положены ложные факты и сведения.
5. Запрет на оборот вейпов и нагреваемого табака в стране неизбежно приведет исключительно к росту нелегальной торговли этими товарами. В настоящее время в стране процветает нелегальная торговля сигаретами, которая также по закону запрещена. Существуют также и многочисленные международные аналогичные примеры конкретно в отношении вейпов. В Австралии, где вейпы можно купить исключительно в аптеках по рецепту, количество вейперов достигло значения в 1,3 миллиона человек, при этом по официальным данным только 10% от указанного выше количества приобрели их по рецептам в аптеках. Таким образом, более 1 миллиона австралийцев приобретают нелегально ввезенные в страну вейпы, не отвечающие стандартам качества и безопасности.
6. Никотиносодержащая жидкость в электронных сигаретах (вейпах) и нагреваемый табак являются объектами акцизного налогообложения в Узбекистане. Кроме того, в настоящее время в производстве, импорте, доставке и реализации электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака в стране занято несколько тысяч человек, которые потеряют работу в случае принятия рассматриваемого законопроекта. Таким образом, помимо описанного выше ущерба общественному здоровью и интересам потребителей, законопроект при его реализации также нанесет ущерб и интересу легального бизнеса, а также поступлениям в государственный бюджет.
7. Участники Ассоциации “Тамакисоз” недоумевают, почему легальные и качественные электронные сигареты (вейпы) и нагреваемый табак являются объектом столь пристального внимания со стороны Министерства здравоохранения, когда в стране более 2 миллионов человек потребляют кустарно произведенный насвай, в котором по данным имеющихся исследований содержится чуть ли не вся таблица Менделеева.
8. Производство, импорт и оборот электронных сигарет и нагреваемого табака в Узбекистане надлежащим образом всесторонне урегулирован нормативными правовыми актами разной юридической силы. Существует запрет на открытую выкладку данных товаров в объектах розничной торговли, установлен лимит на содержание никотина в электронных сигаретах (вейпах). Наконец, прямо запрещена реализация электронных сигарет (вейпов) и нагреваемого табака лицам, не достигшим 21 года. В пояснительной записке делается упор на, якобы, повышенный интерес несовершеннолетних к данной продукции. Однако реализация как электронных сигарет (вейпов), так и нагреваемого табака таким лицам уже прямо запрещена в соответствии с законом. Участники ассоциации “Тамакисоз” жестко контролируют розничную реализацию рассматриваемой продукции, не допуская попадания ее в руки лицам, не достигшим 21 года. К сожалению, в СМИ периодически публикуются новости о драках среди несовершеннолетних с использованием ножей, однако это же не приводит к запрету ножей в Узбекистане, не так ли?
“На основании изложенного призываем не допустить принятия рассматриваемого законопроекта, как основанного на неверных фактах и инсинуациях, а также как документа, реализация которого нанесет существенный ущерб общественному здравоохранению, интересам потребителей, легального бизнеса и государства”, – отметили в Ассоциации “Тамакисоз”.