Накануне практически все СМИ Узбекистана опубликовали сенсационную новость о том, что знаменитая сеть McDonald’s может зайти на рынок Узбекистана. Основанием для этого стал тот факт, что некая компания подала заявки на регистрацию товарных знаков McDonald’s. Спешим вас огорчить, McDonald’s не открывается в Узбекистане, а появление этих новостей – это просто способ похайповать и плохое знание темы.
Об этом рассказал аналитик, специалист по R&D, магистр Научно-исследовательского университета “Высшая школа экономики” Тимурмалик Эльмурадов.
“Вчера распространилась новость, что в Узбекистане подали заявки на регистрацию товарных знаков McDonald’s. Многие каналы и СМИ на основе этого сделали вывод, что “в Узбекистане открывается McDonald’s”, “сеть выходит на рынок”, “ожидается открытие” и тому подобное. Это не так. Там вообще дело в другом”, – отметил эксперт.
Заявки подала Reach Impex. Её совладелец раньше руководил компанией Polymer Business Group, которая в 2008 году зарегистрировала в Узбекистане товарный знак Orbit. И не просто зарегистрировала, а дала разрешение другой компании производить и продавать зубные щётки с таким названием.
Американская Wrigley, которая выпускает жвачку Orbit, узнала про это и подала в суд, но проиграла, суд решил, что зубные щетки и жвачки – это разные вещи, поэтому нарушения нет.
В какой-то момент Polymer Business Group закрылась и открылась Reach Impex. Она сейчас владеет популярными товарными знаками из самых разных сфер – Pepsodent, “Жако”, “Домик в деревне”, “Моя Семья”, “Крошка-картошка” и другие.
“Товарные знаки McDonald’s в Узбекистане уже давно зарегистрированы. Это сделала сама компания, McDonalds Corporation, еще в 1990-х годах. Американцы обо всём позаботились – защитили и графические знаки (логотипы), и словесные (само слово McDonald’s во всех его видах). То есть еще раз их сейчас регистрировать смысла нет”, – подчеркнул Эльмурадов.
При этом, добавил он, в 2024 и 2025 годах срок действия регистрации закончится. По идее, этим можно воспользоваться и попробовать перехватить авторское право, чтобы потом что-нибудь выпускать под брендом McDonald’s, например, носки. Возможно, это мы и наблюдаем.
Что касается Reach Impex, то она сейчас продаёт зубные щётки на Uzum Market.
Что в итоге
“Я видел эти заявки неделю назад. Проверил, понял, что McDonald’s тут ни при чём, и забыл. А на днях кто-то тоже увидел их, но, ничего не поняв и не проверив, опубликовал и понеслось. Другие тоже решили похайпить, даже не попытавшись разобраться. Ай-яй-яй”, – написал эксперт.
Так McDonald’s у нас будет?
“Я относительно недавно объяснял, почему в Узбекистане его нет. Причины исключительно рыночные – мясо, стандарты, цепочки поставок и так далее. Пока этого не будет, McDonald’s у нас не откроется. Такие вот дела. Ешьте только свежие продукты, верьте только достоверным источникам, почаще занимайтесь спортом и всё будет хорошо”, – заключил Тимурмалик Эльмурадов.