Главными источниками веществ, отравляющих воздух в столице, оказались автомобили и теплицы. Машины выбрасывают в воздух загрязняющие вещества из-за некачественного бензина, а теплицы сжигают уголь, который наносит большой ущерб атмосфере. Об этом сегодня заявил министр экологии Азиз Абдухакимов на встрече с депутатами.
“В 2023 году выбросы в атмосферу в Узбекистане составили 2,1 миллиона тонн, из них 1,2 миллиона тонн или 59,9% пришлось на долю автотранспорта, 858,4 тысячи тонн или 40,1% – на промышленные предприятия. Самый высокий показатель выбросов в атмосферу пришелся на Ташкентскую область – 679,7 тысячи тонн, где доля автотранспорта составила 252,1 тысячи тонн, доля промышленных предприятий – 427,6 тысячи тонн”, – рассказал он.
По словам министра, в стране необходимо запретить использование бензина марки АИ-80.
“В 2022 году по Ташкенту передвигалось 715 тысяч автотранспортных средств, в результате в атмосферу было выброшено 403 тысячи тонн загрязняющих веществ. В 2023 году количество автотранспорта в столице выросло на 8% и достигло 775 тысяч. По итогу в атмосферу было выброшено 435 тысяч тонн загрязняющих веществ”, – сказал Абдухакимов.
“Необходимо принять меры по переходу на бензин АИ-92, ввозить его из-за границы по доступной цене”, – подчеркнул он.
Министр также отметил, что в 2019 году в стране было использовано 3,9 миллиона тонн угольного топлива, в 2022 году – 5,3 миллиона тонн, в 2023 году – 6,7 миллиона тонн, что нанесло большой ущерб атмосфере.
“При сжигании 10 тонн угля в атмосферу выбрасывается 220 кг сажи, 360 кг оксида серы, 64 кг оксида углерода, 16 кг оксида азота и 2 тонны зольных отходов. Эти цифры показывают, насколько велик ущерб от угля”, – добавил министр.
По его словам, за последние годы число теплиц выросло в 2,5 раза. Уголь является основным источником отопления 60 процентов из них. Владельцам теплиц в ходе консультаций сейчас советуют устанавливать фильтры. Но возникают трудности из-за их высокой их стоимости.
“В этом плане ведется весомая работа, а именно банки закрепляются за теплицами, выделяют зеленые кредиты. Если в теплицах не установить фильтры, говорить об очистке атмосферы Ташкента будет бесполезно, – подчеркнул министр.
Кроме того, есть и другие факторы – быстрое строительство без утверждения генеральных планов, вырубка деревьев несмотря на мораторий.
Также министр отметил, что для улучшения экологической ситуации необходимо принять следующие неотложные меры:
- Запрет на использование моторного топлива экологической категории ниже стандарта “Евро-4” (бензин марки АИ-80)
- В целях уменьшения пробок на дорогах и обеспечения безопасности дорожного движения в Ташкенте в часы пик (с 07:00 до 10:00 утра и с 17:00 до 20:00) ограничить движение грузовых транспортных средств массой 3,5 и более 12 тонн
- Организация зон свободных от транспортных средств на центральных улицах города
- Перевод общественного транспорта на полностью электрическое и газовое топливо, а также организация необходимой дорожной инфраструктуры
- Объявление моратория на строительство всех видов строительных объектов (кроме объектов социального и государственного значения)
- Запрет использования угольного топлива в промышленных целях в прилегающих к городу Ташкенту районах Ташкентской области
- Строгий запрет на использование мазута в качестве резервного топлива на теплоцентралях
- Создание “зеленых поясов” вокруг Ташкента с целью снижения скорости ветра и предотвращения перемещения частиц почвы на основе научных и тщательно проработанных выводов.