В Узбекистане появилась серьезная проблема – владельцы дипломов иностранных вузов не могут полноценно завершить процесс его признания (нострификации) из-за отсутствия синхронизации баз данных различных госорганов. В результате работодатель не может получить актуальные данные об образовании и это зачастую становится серьезным препятствием для трудоустройства. Ситуация дошла до того, что сейчас смысла нострифицировать диплом нет никакого, так как даже подтвержденный диплом не будет отображаться в электронной базе данных.
“Хотелось бы рассказать людям про такую боль, как нострификация (признание) иностранных дипломов в Узбекистане, так как пока я стучусь в закрытые двери, со мной связалось уже три человека с аналогичной ситуацией, а ведь дальше будет больше. Звучит немыслимо, но в Узбекистане не работает синхронизация данных между государственными системами! Абсурдно? Да!” – написала пользовательница в сообществе “Потребитель.уз”.
По ее словам, Агентство по оценке знаний и квалификаций берет оплату, выдает сертификаты о нострификации дипломов зарубежных вузов, регистрируя их только в системе АРГОС, о которой мало кто знает. При этом данная информация не отображается в таких значимых государственных ресурсах как my.mehnat.uz, my.gov.uz, edu.uz и так далее. Это создает серьезные проблемы, так как сегодня все личные дела и трудовые книжки в Узбекистане ведутся в электронном виде.
“Таким образом, вы проходите все круги ада для получения нострификации диплома, а в итоге работодатель не может обновить ваше личное дело. Вся проблема связана с тем, что с января 2023 года была упразднена Госинспекция по надзору за качеством образования, вместо нее появилось замечательное Агентство по оценке знаний и квалификаций. Изменилась и база данных, а вот об автоматической синхронизации данных, похоже, никто не подумал. А ведь она была и прекрасно работала до января 2023, чему есть доказательства”, – добавила девушка.
По ее словам, обращения в аппарат президента не дают результатов, они спускаются в агентство, которое дает отписки и закрывает заявки. Обращения в Комитет по защите прав потребителей также не дают результатов. И так по кругу.
“Никто, понимаете, никто не может сказать, кто отвечает за настройку синхронизации и когда она начнет работать! А ведь прошел уже почти год! Мораль сей басни: бардак – это наше всё! При этом стоимость услуги – 990 тысяч сумов”, – заметила она.
Девушка также детально расписала все подводные камни процесса нострификации для всех тех, кто собирается пройти этот процесс.
“Заявка подается через единое окно, услуга стоит менее 30 тысяч сумов. Сразу же оплачивается сама нострификация в размере 990 тысяч сумов. Для обращения в единое окно нужно заблаговременно сделать нотариально заверенный перевод диплома с приложением на узбекский язык, без него заявка не принимается. При себе необходимо иметь паспорт, оригинал диплома и нотариально заверенный перевод. Заявка рассматривается 15 дней”, – рассказала она.
Дальше начинается самое интересное – есть список ТОП-1000 вузов, дипломы которых должны приниматься без специального тестирования. Однако Агентство по оценке знаний и квалификаций не горит желанием им пользоваться, направляя всех в телеграм-канал Государственного центра тестирования для подготовки к квалификационному тестированию, которое проводится в тестовом центре раз в несколько месяцев.
“Для того, чтобы добиться справедливости, мне пришлось писать официальное заявление с подробным изложением проблемы и ссылкой на информацию в СМИ, отправлять это заявление по всем доступным мне каналам связи с агентством (e-mail, почта, канцелярия). Дозвониться до отдела нострификации – тот еще квест! А в колл-центре предпочитают давать информацию, что ничем не могут помочь, мол, звоните в отдел нострификации, но там работает всего один человек, который всегда очень занят”, – сказала пользовательница.
Девушка также подавала жалобу на горячую линию агентства, но и там ее просто приняли, результата не было.
“Итого агентство делало запрос в мой университет и, получив положительный ответ, спустя 1 месяц, я получила заветный документ. Но, как видите, на этом все не закончилось… Добиться внесения данных в mehnat я пытаюсь уже второй месяц, и мне это все уже порядком надоело. Столько министерств и ни одного дельного ответа”, – заключила она.