Vaib.uz (Узбекистан. 18 октября). Известный узбекский экономист Юлий Юсупов на своей странице поделился реальной историей, которая — без преувеличения — иллюстрирует абсурдность и опасность того, как работает фискальная система в Узбекистане. Речь идёт о миллионах сумов, которые налоговая может «начислить» гражданину без его ведома — а потом ещё и потребовать пени за годы, в течение которых человек даже не знал о долге.
«Утром открыл Солик — и получил 64 миллиона долга»
История началась, как это часто бывает, вполне буднично. Юлий Юсупов утром открыл приложение Soliq и обнаружил, что в разделах «Декларации» и «Штрафы» ему числится задолженность на 64 миллиона сумов. Причём сам Юсупов не получал никаких уведомлений, а в приложении раньше подобных данных не было.
Чтобы разобраться в ситуации, он поехал в районную налоговую инспекцию. Оказалось, что причина — типичная путаница с переоформлением кадастра: дом, который экономист продал в 2022 году, по бумагам числится как будто бы только что купленный и тут же вновь проданный. Отсюда — начисленный налог и внушительные пени.
Юсупов предъявил договор купли-продажи, где чётко указано, что он владел этим домом с начала 90-х годов. После этого долг был аннулирован. Но осадок остался — и очень серьёзный.
Система, в которой виноват всегда налогоплательщик
«Я отделался лёгким испугом — потерянным временем, расходами на такси и 170 тысячами сумов за покупку цифровой подписи без которой налоговики не могли исправить свой же косяк», — пишет экономист.
Юлий Юсупов отмечает: из 64 миллионов сумов — 46 миллионов сумов составляют налог, а остальное — пени, которые, по словам налоговой, “набежали” с 2022 года. При этом за всё время, прошедшее с 2022 года, он не получал никаких уведомлений. В приложении Soliq до последнего не было никаких намёков на долг.
Выходит, либо налог был начислен ещё в 2022 году, но сотрудники “забыли” предупредить налогоплательщика, либо решили доначислить долг сейчас, как раз когда истекает срок давности, но пени почему-то посчитали задним числом. Какой вариант ни выбери — оба противоречат логике и справедливости.
План любой ценой?
Юсупов не строит иллюзий по поводу причин такой «активности» налоговиков. По его мнению, всё просто: надо выполнять план по сбору в бюджет и попутно пополнить хозрасчётный фонд Налогового комитета, из которого выплачиваются премии и надбавки сотрудникам.
Вот только, насколько это порядочно и законно по отношению к налогоплательщикам? Ответ на этот вопрос, как отмечает Юсупов, риторический.
Хозрасчёт как новая форма коррупции
Экономист называет эту историю наглядным примером порочности перевода госуслуг на хозрасчётную основу. Ведь если учреждения напрямую зарабатывают на гражданах, то стимул один — максимально монетизировать каждый этап взаимодействия.
«Это уже не считается коррупцией, хотя по сути — ею является», — отмечает он.
Юсупов также приводит аналогичные примеры из других сфер: сертификация, разрешения, лицензии, которые зачастую не несут никакой пользы для общества, а лишь служат инструментом давления и сбора денег с бизнеса и граждан. Чем сложнее и абсурднее требования — тем больше можно «заработать».
А в итоге все эти дополнительные расходы, понесённые предпринимателями, ложатся на плечи потребителей. Потому что всё включается в стоимость товаров и услуг.
Без системной реформы будущего не будет
Юсупов вновь подчёркивает свою главную мысль: без глубокой административной реформы — радикальной, системной — никакого прогресса быть не может.
По его словам, нужно вытаскивать армию алчущих наших денег чиновников из экономики, лишит их функций, которые они не должны выполнять в рыночной экономике. Пока этого не произойдёт, предупреждает экономист, никакого «великого будущего» Узбекистану не видать, как своих ушей.