Автоматическое подключение платных услуг абонентам сотовой связи и списание средств без согласия стало массовой проблемой — сенатор

Vaib.uz (Узбекистан. 4 сентября). В последнее время в Узбекистане всё чаще фиксируются случаи, когда мобильные операторы без ведома и согласия абонентов автоматически подключают их к платным SMS и другим дополнительным услугам. Об этом на пленарном заседании Сената рассказал председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности Кутбиддин Бурхонов, сообщает Национальное информагентство.

По его словам, в результате такой практики у граждан со счетов регулярно списываются средства за услуги, о которых они зачастую даже не подозревают. В связи с этим Сенат провёл предварительное исследование причин появления подобных ситуаций и факторов, способствующих их распространению.

Почему это происходит?

На 1 января 2025 года количество абонентов мобильной связи в стране превысило 36 миллионов человек. При этом выяснилось, что платные услуги предоставляются в основном не самими мобильными операторами, а так называемыми контент-провайдерами — сейчас их в Узбекистане более сотни. Большинство услуг этих провайдеров оказываются на основании договоров с телеком-компаниями. Однако на практике оплата за такие услуги производится со счёта абонента, зачастую без его ведома или согласия.

Бурхонов подчеркнул: если пользователь хотя бы раз оказался подключён к подобной услуге, с его баланса ежедневно или ежемесячно продолжают списывать деньги — даже если он не пользуется этим сервисом.

Отключиться — проблема, подключиться — легко

Исследование показало: подключиться к платной контент-услуге очень просто, а вот отказаться от неё — крайне сложно. Кроме того, в стране до сих пор отсутствует отдельный нормативно-правовой акт, который регулировал бы рынок платных услуг от контент-провайдеров. В лицензиях, выдаваемых мобильным операторам, также нет отдельного пункта, касающегося обязанностей и контроля над действиями таких провайдеров.

По данным Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей, только в 2024 году поступило 1199 жалоб от пользователей на мобильные услуги. В результате рассмотрения этих обращений потребителям было возвращено 683,2 миллиона сумов.

Что дальше?

“Возникает вопрос: кто должен нести ответственность за ущерб, который понесли абоненты из-за юридических пробелов или других причин? — задаётся вопросом Бурхонов. — На наш взгляд, эту проблему нужно решать на уровне правительства. Иначе, если ничего не предпринимать, эти якобы незначительные списания — а речь идёт о миллиардах сумов, изымаемых у граждан без их ведома — перерастут в серьёзную проблему и откроют ещё больший простор для нарушений закона.

Он отметил, что такие ситуации подрывают доверие граждан и негативно влияют на настроение общества. В связи с этим комитет Сената готов совместно с профильными ведомствами участвовать в разработке отдельного нормативно-правового акта, который позволит защитить права потребителей и навести порядок в этой сфере.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *