Vaib.uz (Узбекистан. 1 сентября). Служба безопасности дорожного движения накануне 2 сентября, когда стартует учебный год, выступила с любопытным обращением к жителям страны. Ведомство в очередной раз напомнило: если хотим избавиться от пробок, всё зависит только от нас самих. А значит, в День знаний и последующие дни стоит пересесть с личных авто на автобусы или метро — и тогда, возможно, дороги перестанут стоять в вечных заторах.
Обращение службы сопровождается видеороликом, где мать сначала собирается везти ребёнка в школу на машине, а отец вдруг замечает, что именно такие решения и порождают пробки. Мама извиняется, осознаёт ошибку, и, судя по всему, дальше вся семья радостно пересаживается в автобус.
Действительно, каждый год в начале сентября дороги Ташкента и других крупных городов превращаются в гигантскую пробку — инфраструктура явно не справляется с нагрузкой. Плюс ко всему, городские власти зачастую лишь усложняют движение ремонтами, перекрытиями, и очередными “улучшениями” схем дорожного движения.
Конечно, каждый из нас действительно может повлиять на ситуацию, если хотя бы иногда откажется от машины. Но системное решение проблемы заторов — это не только личный выбор, но и вопрос городской инфраструктуры, грамотного планирования движения, регулярности и комфорта общественного транспорта. А пока все эти задачи не решены, видеоролики и призывы звучат скорее как попытка снять с себя ответственность, чем как реальный путь к решению проблемы.
К тому же, возникает и другой вопрос: а выдержит ли общественный транспорт, если действительно все решат последовать совету СБДД и оставить свои машины дома? Особенно сейчас, когда кольцевая линия метро до сих пор не работает, а автобусные маршруты и так перегружены. Какой именно транспорт примет на себя всю эту массу людей? Готов ли город к резкому росту пассажиропотока, когда студенты, школьники и их родители одновременно начнут пользоваться автобусами и маршрутками?
Можно ли пересесть с машины на автобус? Да, можно — но только в том случае, если система работает. Если автобусы приходят вовремя. Если в них есть место. Если маршрут действительно удобен, а не заставляет тратить в два раза больше времени на дорогу. Пока этого нет — заявления о “пробках в наших руках” звучат красиво, но немного поверхностно.
Проблема пробок в Ташкенте — системная. Она требует новых транспортных решений, а не просто роликов. Нужна система, при которой общественный транспорт будет не “возможностью”, а “лучшим вариантом” — только тогда люди действительно откажутся от машин по собственной воле.
А пока что, увы, борьба с пробками — это не в наших руках. Это в руках тех, кто отвечает за транспортную инфраструктуру. И мы очень ждём, когда они начнут ею управлять не в формате видеороликов, а в формате реальных решений.