Vaib.uz (Узбекистан. 13 июня). Узбекистан занимает лидирующие позиции в производстве автомобилей в Центральной Азии. Об этом заявил Управляющий директор и партнер Boston Consulting Group (BCG) Джузеппе Коллино в ходе Международного инвестиционного форума в Ташкенте.
По его словам, местные производители — UzAuto и ADM — за последние годы значительно нарастили объёмы выпуска, создав прочную индустриальную базу для дальнейшего роста.
По прогнозам BCG, рынок будет расти в среднем на 6% в год до 2030 года. Возможны три сценария развития — базовый, оптимистичный и консервативный — в зависимости от темпов роста ВВП, валютного курса и ключевой ставки Центрального банка.
Развитие автомобильного сектора в ближайшие 3–5 лет будут определять три ключевые тенденции: рост продаж электрических и гибридных автомобилей (xEV), переход к более премиальным сегментам, а также сохраняющееся потребительское предпочтение SUV-моделей.
Коллино отметил, что с точки зрения долгосрочной динамики рынок движется от дефицита предложения к такой модели, где всё большее значение приобретает спрос.
Рынок вступает в новую фазу — активизируется конкуренция, в том числе со стороны международных и региональных брендов электромобилей. Отрасль постепенно переходит от классического соперничества автопроизводителей к конкуренции между целыми экосистемами, включающими производителей, поставщиков компонентов, банки, научно-исследовательские центры и государственные структуры. Успех будет зависеть от того, насколько скоординированно все участники смогут взаимодействовать.
Коллино прокомментировал эти изменения следующим образом: «Мы видим приток новых игроков со всего мира, — очень интересно наблюдать за тем, что они делают. Они разорвали шаблоны отрасли — будь то сроки вывода продукта на рынок или роль программного обеспечения в автомобилях. При этом они делают качественные продукты по доступным ценам. Конкуренция важна — именно она делает отрасль живой. И мы должны признать растущее значение автопрома для экономики».
Размышляя о более широких экономических и социальных аспектах, Коллино добавил: «Я родом из города, где во времена расцвета автомобильной отрасли проживало 1,8 миллиона человек. Сегодня там осталось 800 тысяч. Это подчёркивает ответственность всей экосистемы — автопроизводителей, поставщиков, институтов и государства — не просто в сфере продаж автомобилей, но и в таких областях как развитие экономики на новом уровне, создание рабочих мест и обеспечение благополучия людей на долгие годы».
«В Узбекистане мы с большим оптимизмом смотрим на перспективы внедрения электромобилей и гибридных транспортных средств (xEV), — подчеркнул Коллино. — Существует три ключевых фактора, которые поддерживают такой прогноз.
Во-первых, стоимость. Совокупная стоимость владения батарейным электромобилем в Узбекистане уже сейчас ниже, чем автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Это обусловлено низкими тарифами на электроэнергию и отсутствием импортных пошлин — и всё это достигнуто без субсидий.
Во-вторых, это благоприятные условия для использования электромобилей, такие как мягкий климат и относительно небольшие расстояния между городами.
И в-третьих, зарядная инфраструктура, – критически важное преимущество. Более 70% населения Узбекистана проживает в частных домах, что позволяет осуществлять ночную зарядку на дому.
В совокупности это делает Узбекистан структурно предрасположенным к быстрому распространению использования электромобилей. Текущая доля электрокаров в продажах новых автомобилей составляет менее 10%, что указывает на значительный нетронутый потенциал. По оценке BCG, эта доля может вырасти до 20–30% в среднесрочной перспективе — благодаря как экономическим стимулам, так и благоприятным структурным условиям.