Vaib.uz (Узбекистан. 14 апреля). Непонятная и затянувшаяся история вокруг автомобилей китайского бренда Leapmotor наконец-то получила развязку. Узбекские чиновники объявили, что временное приостановление сертификации машин этой марки снято — мол, китайская сторона устранила все технические несоответствия.
Как всё начиналось
В марте этого года Узбекистан вдруг заморозил приём заявок на сертификацию автомобилей Leapmotor. Причиной, как заявили контролирующие органы, стали серьёзные технические дефекты, выявленные при испытаниях. В частности, речь шла о проблемах с электромагнитной совместимостью, которые могли влиять на безопасность эксплуатации.
Разумеется, история вызвала волну обсуждений: в соцсетях начали спрашивать, не связано ли это с конкуренцией, лобби других брендов или просто очередным бюрократическим недоразумением.
Что сделали китайцы?
После официального обращения от Узбекского центра научных испытаний и контроля качества китайская компания Zhejiang Leapmotor не стала тянуть — уже 7 апреля их делегация прибыла в Узбекистан и начала переговоры. Спустя неделю, 14 апреля, были проведены повторные испытания в лаборатории электромагнитной совместимости в Пскентском районе. В мероприятии участвовали журналисты и блогеры, чтобы, видимо, добавить процессу публичности и хоть немного поднять доверие.
Испытания прошли по стандартам ООН, и — о чудо — все несоответствия исчезли, всё оказалось «в норме». Leapmotor дали зелёный свет на ввоз автомобилей в Узбекистан, но с условиями: назначить в стране официального представителя, предоставить все необходимые документы и провести аудит производства.
А теперь — вопросы
И всё бы ничего, но осадочек остался. Почему ещё совсем недавно общественности рассказывали о неких серьёзных технических проблемах, которые могут быть опасны? Неужели за две недели китайцы волшебным образом перестроили весь производственный процесс ради рынка Узбекистана? Или это был дефект одной машины, или вообще — надуманный повод для давления?
На эти вопросы полигон в Пскенте не спешит отвечать. А зря. Потому что доверие к этим структурам, которые сначала пугают, потом молчат, а затем вдруг одобряют — уже на критически низком уровне.
Что дальше?
Leapmotor, похоже, всё же снова придет на узбекский рынок. Но репутационные потери от всей этой истории понесли не китайцы, а именно узбекский регулятор, который снова продемонстрировал, как можно простую процедуру превратить в мутную эпопею с сюжетом уровня шпионского сериала.
В следующий раз, прежде чем устраивать такую «проверочную драму», может, стоит просто сразу честно рассказать, в чём суть претензий. И, главное, не забывать, что с доверием граждан лучше не играть — его вернуть гораздо сложнее, чем сертифицировать даже самый сложный электрокар.
Безграмотность хлыщет изо всех дыр. При выявление брака, сертификацию производят повторно, при этом другим специалистом. Повторные испытание тоже показали превышение норматива. Только после этого было объявлено о превышение показателя. Самой удивительное, что “целая куча” сотрудников органа по сертификации не смогли установить истину. Вес орган оказался “безграмотным”, включая и руководство?! Чудеса случаются у малограмотных. Стыдно за свою страну и за орган сертификации… “Страна, как ты могла отдать себя на растерзание вандалам?!” (И. Тальков)