Депутаты планируют ввести меры, которые позволят запретить деятельность так называемых инфоцыган – лиц, занимающихся распространением сомнительной информации и манипуляцией общественным мнением. Для этого был разработан закон, направленный на регулирование просветительской деятельности в Узбекистане. По словам депутатов, основной целью этих ложных тренеров и лекторов является зарабатывание денег обманным путем. В ходе таких мероприятий пропагандируются религиозные взгляды, многоженство, гендерная дискриминация и другие негативные явления, что приводит к манипуляции сознанием слушателей.
Кто это такие?
Сначала давайте разберемся, кто такие инфоцыгане. Это люди, которые продают свои продукты (книги, курсы, тренинги, чек-листы), не несущие ценности. Чаще всего это известные в соцсетях блогеры-миллионники, которые называют себя коучами или инфобизнесменами. Они обещают за небольшую плату раскрыть секрет успешной жизни и богатства, но по факту их продукты часто состоят из информации, которую можно найти по первым ссылкам в интернете. Вместо конкретных знаний они обращаются к эзотерическим или психологическим практикам, рассказывают, как нужно ставить цели, быть уверенным в себе или правильно загадывать желания. Например, за 1000 долларов покупателю курса предложат очистить пространство и выбросить старые вещи.
Определить инфоцыган достаточно легко по манере поведения в соцсетях. Все они используют одни и те же приемы и триггеры, чтобы привлечь как можно больше людей. Инфобизнесмены-мошенники продают “универсальную таблетку” для решения проблемы, с которой человек может бороться годами. Они обещают быстрый эффект: после прохождения их курса или покупки книги вы найдете работу, похудеете, сможете исполнить мечту.
В соцсетях активно транслируется красивая жизнь эксперта: дорогие иномарки, отдых за границей в шикарных отелях, фото возле яхты, праздники, на которые потрачены миллионы, брендовые вещи. Это все сопровождается личной историей о том, как простой человек из провинциального города смог добиться успеха благодаря своим уникальным знаниям.
Инфоцыгане очень красноречивы и харизматичны. Они обладают хорошими навыками продаж, умеют создать ощущение экспертности, отлично владеют ораторскими приемами.
Поклонники некоторых инфоцыган напоминают секту – они готовы защищать своего “гуру” всеми способами. Кроме того, для создания ощущения массовости инфобизнесмены могут объединяться в “успешные бизнес-сообщества”: со стороны может казаться, что в нем состоят действительно компетентные и знающие люди, однако это не так.
Инфоцыгане хорошо ориентируются в современных трендах и понимают потребности аудитории. На этом они строят свое псевдообучение. Часто инфоцыгане продают несколько курсов, например, по похудению, фотографии и психологии одновременно.
При покупке онлайн-обучения у человека, как правило, есть конкретный запрос, например, стать дизайнером или научиться писать тексты. Те, кто попадается на удочку инфоцыган, часто не могут объяснить, что именно они хотели получить от покупки этого инфопродукта.
Потенциальные жертвы и их характерные признаки:
- профессиональное выгорание, поиск новых путей развития;
- потеря работы или выход из декретного отпуска;
- потеря своего бизнеса;
- люди в возрасте, которые хотят оставаться молодыми;
- люди с депрессией или тревожным расстройством, которые считают себя неудачниками;
- молодежь, у которой мало жизненного опыта.
Одним словом, это уязвимые люди, которые в моменте переживают какие-то сильные эмоции. Они покупают исполнение “мечты” и волшебное средство решения проблем.
Что предлагают депутаты
По словам депутатов от партии “Миллий тикланиш”, в последние годы в стране участились случаи, когда под видом просветительской деятельности в сознание населения, особенно молодежи, внедрялись чуждые и деструктивные идеи.
Организаторы различных собраний, встреч, учебных занятий и бесед, якобы имеющих просветительский характер, зачастую не обладают необходимыми знаниями и опытом. Основной целью этих ложных тренеров и лекторов является зарабатывание денег обманным путем. В ходе таких мероприятий пропагандируются религиозные взгляды, многоженство, гендерная дискриминация и другие негативные явления, что приводит к манипуляции сознанием слушателей.
Действующее законодательство не регулирует юридически деятельность, осуществляемую в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, курсов и круглых столов. Это означает, что нет четких правовых оснований для привлечения к ответственности лиц, занимающихся незаконной просветительской деятельностью, несмотря на высокие негативные последствия для сознания и культуры людей.
Новый законопроект предусматривает внесение в Кодекс об административной ответственности дополнения, устанавливающего ответственность за нарушение порядка осуществления просветительской деятельности. Также определяется круг лиц, которым запрещено заниматься такой деятельностью. Порядок, формы, требования и условия осуществления просветительской деятельности будут определяться Кабинетом Министров.
Депутаты уверены, что принятие законопроекта восполнит существующий правовой пробел в области просветительской деятельности, устранит беспорядок и создаст возможности для привлечения к административной ответственности лиц, занимающихся незаконной просветительской деятельностью.