Все чаще на дорогах Ташкента и других городов можно наблюдать детей и подростков, бездумно мчащихся на электросамокатах и скутерах. Они без страха выезжают с махаллинских улочек прямо на оживленные дороги, не обращая внимания на машины и пешеходов. Это приводит к многочисленным авариям и опасным ситуациям. По сути, сегодня электросамокаты превратились в источник беспорядка на дорогах и тротуарах. То, что по идее должно было облегчить жизнь горожанам, обернулось настоящей головной болью, требующей немедленного вмешательства.
Тротуары, предназначенные для спокойного передвижения пешеходов, теперь усеяны брошенными самокатами, которые перекрывают путь и создают неудобства для всех. Электросамокаты оставляют где попало, не думая о последствиях. Это создает препятствия для пожилых людей, мам с колясками и инвалидов, которые уже не могут безопасно передвигаться по городу.
Другая сторона вопроса – неразвитость инфраструктуры в городе, которая и привела к такому беспорядку. В Ташкенте просто нет нормальных велодорожек. Велосипедисты и скутеристы сталкиваются с отсутствием выделенных полос, что вынуждает их использовать проезжую часть или тротуары, создавая опасные ситуации для всех участников движения. Это не только создает риск для самих велосипедистов и скутеристов, но и затрудняет движение автомобилей, повышая вероятность аварий.
Даже там, где велодорожки существуют, в дело вступают пешеходы, которые почему-то решают, что нужно идти именно по пути, выделенному для велосипедов и скутеров. В результате велосипедисты и скутеристы вынуждены в лучшем случае объезжать их, создавая хаос, а в худшем – сбивать. Это говорит об отсутствии осведомленности и культуры использования инфраструктуры как среди пешеходов, так и среди людей, использующих велосипеды и скутеры.
Очевидно, что для решения этой проблемы требуется комплексный подход. Во-первых, необходимо расширить и улучшить существующую инфраструктуру, включая строительство новых велодорожек, физически отделенных от основных дорог, а также расширение тротуаров. Это потребует изменения подхода к планированию городских пространств.
Во-вторых, необходима образовательная кампания для повышения осведомленности населения о правилах использования велосипедных и пешеходных зон. Она должна включать как информационные кампании в СМИ и соцсетях, так и обучение в школах и других учебных заведениях.
Основные пункты такой программы могут включать:
1. Правила дорожного движения: каждый пользователь должен знать и соблюдать правила дорожного движения, как это делают водители автомобилей.
2. Основы безопасного вождения: обучение правильному маневрированию, торможению и управлению электросамокатом, чтобы избежать аварийных ситуаций.
3. Этикет на тротуарах: уроки уважительного отношения к пешеходам, правила парковки самокатов и скутеров, чтобы не создавать препятствий.
Одним из возможных решений может стать введение лицензий на управление электросамокатами и скутерами для детей до 16 лет. Это поможет контролировать возраст пользователей и уровень их подготовки, что значительно снизит количество аварий и нарушений.
Согласно действующему законодательству, с 1 января 2024 года у нас в стране управление мопедами и скутерами без получения водительского удостоверения запрещено. При этом 16-летний гражданин, получивший водительские права категории “A”, сможет управлять и маломощным скутером, и квадроциклом, и высокоскоростным мотоциклом, хотя очевидно существует разница между скоростью скутера в 50 км/ч и мощного мотоцикла в 150 км/ч.
Агентство стратегических реформ разработало новый проект постановления, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Согласно документу, управление легковыми автотранспортными средствами со скоростью не выше 50 км/ч будет разрешено лицам, достигшим 16 лет, без получения водительского удостоверения. Однако появится новая категория водительских прав “A1” – мототранспорт (объемом двигателя от 50 см³ до 125 см³), в том числе мопеды и скутеры с аналогичными характеристиками. Сертификат категории “A1” (мопеды и скутеры) будет выдаваться с 16 лет, а сертификат категории “A” (скоростные мотоциклы) – с 18 лет. Пока этот документ находится на стадии обсуждения.
Кроме того, депутаты уже приняли в первом чтении законопроект, который позволит штрафовать водителей скутеров и мопедов, а также велосипедистов за нарушения ПДД. Последние новости об этом документе были в конце апреля этого года, будем надеяться, что депутаты не затянут с его принятием.
Был и еще один интересный проект документа, который предлагал с 1 июля 2024 года ввести специальные номерные знаки для мопедов, скутеров и электросамокатов. Он обсуждался на портале нормативно-правовых актов. Однако, что сейчас происходит с этим проектом постановления правительства, непонятно.
Настало время признать, что хаос, творящийся на дорогах и тротуарах из-за электросамокатов, требует серьезных мер. Внедрение программы обучения, а также строгих правил поможет создать более безопасные условия для всех участников дорожного движения.
Узбекистану также срочно необходимо пересмотреть свою политику в области городской инфраструктуры. Только через комплексный подход, включающий строительство новых велодорожек, образовательные кампании и жесткое регулирование, можно решить существующие проблемы и обеспечить безопасность на дорогах и тротуарах.