В Узбекистане в 2021 году с большой помпой запускали систему rebate, в рамках которой планировалось привлечь ведущие международные кинокомпании для съемок в нашей стране. В качестве приманки для них выступали деньги – часть затрат кинокомпаний на съемки планировалось возвращать. Однако, как оказалось, система не заработала до сих пор, так как отсутствуют четкие критерии выделения средств. Поэтому в ближайшее время планируется предпринять новую попытку по перезапуску системы.
Что это такое?
Система rebate – это возврат части расходов и предоставление других льгот при создании иностранными кинокомпаниями фильмов и их эпизодов на территории Узбекистана.
Система была внедрена в Узбекистане в 2021 году. В настоящее время за снятый в Узбекистане фильм возмещается до 25% расходов, но не свыше 3 миллиардов сумов (около 241 тысячи долларов). В 2022-2023 годах на эти цели из бюджета должно было быть выделено 5 миллиардов сумов.
С 2021 года в Узбекистане были сняты 9 кинокартин иностранными кинокомпаниями из Индии, Турции, Польши, России и Казахстана. Однако система rebate не применялась из-за следующих недостатков в механизме покрытия расходов:
1) отсутствуют четкие критерии оценки и условий возмещения
2) ограничения к размерам возмещения: максимальная сумма rebate в 241 тысячу долларов недостаточна для съемки кассовых и популярных фильмов
3) наличие размытых и обобщенных требований к выдаче разрешения для съемок фильмов иностранными кинокомпаниями: имеются 7 основных требований для получения разрешения, которые не конкретизированы. Например, запрет на наличие сцен в фильме, приводящих к ответственности.
Что делать?
Вместе с тем, наша страна располагает рядом преимуществ для съемок зарубежного кино, в частности:
а) богатая природа и подходящий климат (сочетание оазисов и горных мест создает возможность снимать фильмы на всей территории Узбекистана, не выезжая за рубеж)
б) сохраненные исторические города, здания и сооружения (Регистан, Ичан-Кала, Арк) позволяют воссоздать естественный исторический образ Древнего Востока, культуру и жизнь его народа
в) наличие уникальных и своеобразных мест (высохшая часть Аральского моря, в том числе оставшиеся корабли являются местом как для документальных фильмов, так и для современных фильмов-блокбастеров)
г) недорогая стоимость производства, услуг, а также транспорта
д) наличие инфраструктуры для кинопроизводства.
С учетом зарубежного передового опыта и существующих проблем в Узбекистане в данном направлении, Агентство стратегического развития разработало предложения по введению нового порядка системы rebate с исключением лимитов на суммы возврата и бюджетных ассигнований с возможностью апробации данной системы в одном из регионов страны.
Также предусматривается сотрудничество с медиахолдингами Universal Pictures, Paramount Pictures, Netflix и другими по производству фильмов или их частей (отдельных эпизодов) в Узбекистане.
Международный опыт
Одним из явных примеров успешного внедрения данной системы является Египет, правительство которого предлагает ряд стимулов для производителей фильмов. В частности, предоставляются 30% скидка на места съемок фильмов, 20% субсидий на выездные расходы внутри страны. На протяжении всего процесса съемок кинокомпания освобождается от импортных пошлин и налога на прибыль.
По данным журнала The Times, фильм “Смерть на Ниле”, снятый кинокомпанией 20th Century Fox по роману Агаты Кристи, способствовал повышению интереса туристов отправиться в плавание по реке Нил.
В Казахстане введен порядок возмещения 30% расходов кинокомпаний за счет бюджета без ограничения суммы компенсации. Выплата субсидии осуществляется в случае оказания, приобретения и выполнения гражданами Казахстана и юридическими лицами определенных услуг и работ.
Съемки фильма “Властелин колец” позволили Новой Зеландии повысить поток туристов. Как результат, ежегодный доход от посещения места съемки фильма составляет 30 миллионов долларов. В стране компенсируются 40%, но не более 20 миллионов долларов расходов иностранных кинокомпаний.
Благодаря сериалу “Игра престолов” количество туристов в Исландии в 2016-2017 годах увеличилось на 40-60%. В 2016 году туристы потратили в этой стране 212 миллионов долларов. В стране возвращают от 25 до 35% расходов на производство кинофильма без ограничения суммы компенсации.