Первая заправка российской компании “Лукойл” была открыта в Узбекистане в 2018 году. Тогда она сильно выделялась на общем фоне, потому что была с магазином, кафе, туалетом и даже Wi-Fi. Цены кусались, но своего клиента АЗС нашла. На днях открылась вторая заправка. Однако произошло это спустя шесть лет. Почему этот процесс был таким долгим, рассуждает аналитик Тимурмалик Эльмурадов.
“Теперь дело пойдет быстрее, потому что “Лукойл” начал развивать в Узбекистане франчайзинг АЗС. Первая заправка была построена с нуля. Та, которая сейчас открылась, уже давно работала, просто сейчас получила новый вид и бренд. Предприниматель, создавший её, так и останется владельцем, но теперь он будет платить “Лукойлу” роялти, обычно это какой-то процент валовой прибыли”, – отметил он
По его словам, франчайзинг – это крутая тема, от которой могут выиграть обе стороны. Так, например, “Лукойл” получает возможность быстро создать в Узбекистане большую сеть, с которой стабильно капают деньги.
“Да, если бы компания сама строила или покупала заправки, то денег получала бы больше, но тогда и траты были бы совсем другие. Кроме того, в таких договорах обычно прописывается запрет на продажу другого топлива. Это означает “привет, каналы сбыта продукции!” – добавил Эльмурадов.
Владелец заправки, в свою очередь, получает возможность работать под известным брендом, доступ к поставщикам, консультации экспертов, стандарты и, в целом, готовый проверенный бизнес.
Но, конечно, от франшизы могут и пострадать обе стороны, считает Эльмурадов. Например, так было в прошлом году с Buka Fit Sergeli.
Аналитик добавил, что франшиза “Лукойла” существует аж с 1998 года, но пришла она в Узбекистан только в 2023 году.
“Может быть, это произошло, потому что санкции закрыли доступ на другие рынки, а, может быть, и нет. Там уж попробуй разбери. Зато ясно, что перерыва в 6 лет между новыми открытиями больше не будет. Так что, не удивляйтесь, если вдруг заправки, которые вы уже давно знаете, одна за другой начнут превращаться в “Лукойл”, – заключил он.