На днях Минэкологии после длительного молчания рассказало о том, кто загрязняет воздух в Ташкенте, а также выдвинуло ряд мер по улучшению ситуации. Часть предложенных мер действительно выглядит революционно – ограничение на въезд грузовиков в город, запрет на использование бензина АИ-80, а также мазута для теплоцентралей и угля в Ташкентской области, введение правила, когда автомобили с четными номерами ездят только по четным дням, а с нечетными номерами – по нечетным, запрет на движение авто, выпущенных до 2010 года.
Эти и другие предложения логичны и обоснованы, но узбекистанцы сомневаются, что они будут реализованы. По их словам, пока эти предложения выглядят как набор тезисов от ChatGPT, которые чиновники быстро состряпали, чтобы успокоить общественность. Скорее всего, бюрократы для вида реализуют спустя рукава пару-тройку предложенных мер, а затем все вернется на круги своя, так как за всем этим стоят большие интересы и деньги.
Что придумали в Минэкологии
Среди предложенных чиновниками мер:
- запрет на использование бензина АИ-80 и топлива экологической категории ниже стандарта “Евро-4”
- ограничение движения транспортных средств массой более 3,5 и 12 тонн, предназначенных для перевозки грузов в час пик (с 07:00 до 10:00 и с 17:00 до 20:00) на территории Ташкента в целях уменьшения заторов на дорогах и обеспечения безопасности движения
- запрет на движение всех видов автотранспортных средств, выпущенных до 2010 года, установление предоставления льгот, преференций и субсидий владельцам автотранспортных средств при переходе на современные автотранспортные средства (электромобили)
- введение в качестве эксперимента правила вождения автомобилей в нечетные и четные дни для оптимизации автомобильного движения с целью уменьшения пробок на автомагистралях
- организация зон, свободных от автотранспорта, на центральных улицах города
- перевод общественного транспорта на пользование электрическим, газобаллонным топливом и другими альтернативными видами топлива, а также организация дорожной инфраструктуры
- объявление и соблюдение моратория на строительство всех видов объектов (кроме объектов социального и государственного значения)
- запрет на использование угля в промышленных целях в районах Ташкентской области, прилегающих к городу Ташкенту
- создание искусственных водоемов с целью обеспечения устойчивости микроклимата, положительно влияющего на качество воздуха
- запрет на использование мазута в качестве резервного топлива на действующих в Ташкенте теплоцентралях
- создание зеленого пояса вокруг Ташкента с целью снижения скорости ветра, предотвращения миграции частиц почвы на основе научных и тщательно проработанных методов
- установка табло и мониторов, постоянно публикующих показатели качества воздуха.
Что думают узбекистанцы
По словам блогера Малика Каримова, Минэкологии озвучило хорошие предложения, но главное, чего не хватает – это уровня влияния каждого показателя, какое предложение принесет каждый пункт, иначе это похоже на список, сгенерированный в ChatGPT.
Например, я считаю, что влияние общественного транспорта и частных автомобилей большое, но не такое, как представлено в документе. Автомобили и автобусы у нас на 95% на природном газе, который значительно экологичнее бензина Евро-4. Электричек с каждым годом всё больше и больше, в том числе сотни электробусов.
“Я больше склоняюсь к тому, что загрязнение этой зимой из-за мазута и угля на теплоцентралях и теплицах, которые перевели с газа. Заметьте, осенью и летом таких проблем с воздухом не было, и после дождя уровень загрязнения снижался, а сейчас нет. Я переживаю, что самое простое и дешевое, что сделают, – внедрят правило чётные нечётные номера для автомобилей”, – написал он.
Блогер Ислам Капарзо отметил, что инициатив по охране воздуха в Ташкенте много и все они отличные за исключением одного пункта, а именно “запрет на движение всех видов автотранспортных средств, выпущенных до 2010 года, предоставление льгот, преференций и субсидий владельцам автотранспортных средств при переходе”.
“По моему личному мнению, это нарушение прав пользования частной собственностью, у которой нет срока давности. Этот пункт можно соотнести с запретом передвижения на автомобилях вообще и переход на гужевой вид транспорта. Необходимо пересмотреть этот пункт, так как он по сути своей некорректен”, – отметил он.
Блогер Никита Макаренко подробно разобрал инициативы чиновников, предложив свое видение проблемы в 11 пунктах.
1. Запрет на использование Аи-80, топлива ниже стандарта “Евро-4”. Нужно. Дешевого бензина быть не может, если мы хотим чистый воздух. Дешево должно быть ездить на электричестве.
2. Ограничение движения грузовиков в час пик. Необходимо. Давно нужно было сделать.
3. Запрет на движение авто до 2010 года, льготы для электромобилей. Если запретить все “Жигули” сразу, то людям будет тяжело. Нужно продиагностировать их и разделить на классы, как в Лондоне с системой ULEZ. Низшие классы имеют меньше прав заезжать в центр, высшие больше. Нужно запустить программу trade-in. Если меняешь свои “Жигули” на электромобиль, получаешь льготный кредит. Вообще, все услуги для обычных авто – регистрация номеров, парковки – все должно быть дороже, чем для электромобилей.
4. Введение “четных” и “нечетных” дней для автомобилей. Думаю, что эта “пекинская мера” слишком жесткая. С нашей коррупцией это рискует превратиться в цирк.
5. Организация в центре зон, свободных от автотранспорта. Да, но с поправкой, что нужна дифференциация. В центр заезжают только электромобили и те, у кого высокий рейтинг по экологичности.
6. Объявление и соблюдение моратория на строительство всех видов объектов. Долгожданная мера. Нужно проявить политическую волю и сделать это. Народ оценит. Рейтинг президента взлетит до небес.
7. Запрет на использование угля в промышленных целях. Мы приняли на себя обязательства в Париже по борьбе с изменением климата, и обещали отказаться от использования угля. Надо.
8. Создание искусственных водоёмов. Супер. В первую очередь, раздолбать поганый Magic City и вернуть Комсомольское озеро. Потом запретить стройки на водоеме у Олий Мажлиса и озере Бахт. Ну и, наконец, ждем хокима Ташкента и министра экологии с визитом на реке Чирчик.
9. Запрет на использование мазута на ТЭС. Нужно обеспечить больше импорта газа из Туркменистана. Очевидно, что мазут жгут от безысходности.
10. Создание зелёного пояса вокруг Ташкента. Нужно, но лет пять уже талдычат про этот пояс, пока только всё вырубают. Никакого пояса не видно.
11. Установка табло и мониторов, публикующих показатели качества воздуха. Надо не табло и мониторы, а чтобы МЧС присылал SMS, когда воздух становится вредным. Каждому гражданину.
По мнению блогера и эксперта по цифровой безопасности Шухрата Курбанова, все может закончиться запретом АИ-80 и установкой табло и мониторов.
“Вроде бы решение отличное – бензин АИ-80 уже давно нигде не производят, а если и производят, то только чтобы потом экспортировать к нам. Тем более он не соответствует никаким экологическим нормам, а всяким Евро-4 тем более. Но есть важный нюанс. Кто бы что не говорил, это самый доступный, а значит и популярный среди автомобилистов бензин. При этом даже этот доступный бензин стоит у нас дороже чем гораздо более качественный АИ-92 у соседей”, – заметил он.
Курбанов добавил, что здесь возникает вопрос – а чем его будут заменять? Что будут заливать автомобилисты? АИ-92 по 10-11 тысяч? Не возникнет ли и с ним дефицит? Как повлияет увеличение расходов на топливо на кошельках людей и услугах, которые так или иначе связаны с автомобилем?
“Может вместе с отменой АИ-80 пора подумать о причинах того, почему мы заливаем бензин дороже, чем все наши соседи? Вряд ли высокая цена как-то связана с экологией и загрязнением окружающей среды”, – заключил он.
Маркетолог и автор телеграм-канала ” Пятницкий маркетинг ” Алишер Джуманиязов разобрал проблемы, которые лежат на поверхности, но решения их пока не предоставлено.
“Не вижу, что кто-либо берет на себя ответственность за решение проблемы. Чувствуется, что Министерство экологии не в состоянии это сделать, причин не знаю, но думаю, что не все в их руках и есть пересечения с зонами ответственности других министерств, например, энергетики – нужно решение на уровне президента или премьера, а в идеале, такими делами должен парламент заниматься, наконец смогут принести реальную пользу и заняться своей непосредственной работой. Но, если не министерство экологии, то кто? Хочется, чтобы кто-то взял на себя ответственность и имел для этого полномочия и ресурсы. Иначе все это пустая болтовня и через год, и через два воз будет и ныне там”, – отметил он.
Джуманиязов добавил, что не хочется, чтобы принимались странные решения с введением нечётных и чётных дней для вождения автомобиля, где-то в мире такое вообще сработало? По его словам, возможно 80% проблем связано с использованием мазута в качестве топлива теплоцентралями и в целом тем, как решили этой зимой проблему нехватки энергоресурсов.
“Жаль, что Министерство экологии не имеет влияния на такие решения и не будет иметь влияния в ближайшие годы, просто потому что у нас такие приоритеты и такой вот уровень дальновидности и критически низкий горизонт планирования”, – написал он.
По его словам, Минэкологии обозначило проблемы с незаконной вырубкой деревьев – 49 тысяч деревьев уничтожили во время моратория. Можно ли сказать, что мы бессильны в этом и не можем решить имеющуюся проблему и не контролируем ситуацию?
Такой же вопрос к строительным работам без утверждения генеральных планов – будет ли когда-нибудь у Ташкента генеральный план? Несет ли кто-нибудь за это ответственность? Может ли кто-нибудь это все-таки уже реализовать?
“Первый шаг сделан. И это радует. Давайте не останавливаться и готовить национальную программу с дедлайнами, с ответственными органами и лицами, чтобы это все не осталось просто словами. Пусть все будет прозрачно и по программе будут постоянно отчитываться перед народом и СМИ. Думаю, мы вправе знать, что происходит. Увидим ли мы это? Говорят, что надежда умирает последней”, – заметил блогер. “Может ответственные за это чиновники тоже начнут переживать за своих детей и внуков? За их будущее? За то, есть ли у них вообще будущее в Узбекистане? И есть ли будущее у Узбекистана? И что именно они его губят, потому что ответственность сейчас на них и инструменты решения и ресурсы только у них. Оборотная сторона нашей системы, где депутаты не имеют реальной силы, а значит и не несут ответственность. Знаю, что, когда проблема реально стоит в приоритете, ее решают. Пока, к сожалению, выглядит все так, что масштабы проблемы и последствия сильно недооценены”, – заключил он.