Когда стены говорят: история художницы, которая оживляет Ташкент

Vaib.uz (Узбекистан. 5 июля). Представьте: раскалённый воздух старого ташкентского двора дрожит от полуденного зноя. Гудят машины, кричат продавцы, снуют прохожие. И вдруг — в этом шумном хаосе — в воздухе возникает лёгкий шорох. Будто ветер сам решил научиться рисовать. Без кисти, без мазков — только тонкий, почти невидимый поток краски ложится на стену. Медленно, слой за слоем, рождаются свет и тень, оживает стена, рассказывая свою историю. Это не волшебство. Это аэрография. И в Ташкенте есть художница, которая умеет превращать воздух в цвет, а городские стены — в мечты. Её зовут Рената Куренева. И она — городская художница нового времени.

Искусство, которое не прикасается к холсту

История Ренаты как художницы началась с настоящей арт-команды. В 2008 году, ещё будучи студенткой второго курса колледжа имени Бенькова по счастливой случайности она попала в группу художников. Они занимались росписью стен и искали помощников. Там она получала первые уроки по аэрографии.

Аэрограф — это не просто устройство. Это почти музыкальный инструмент: его нужно уметь правильно держать, собирать, разбирать, чистить, «настраивать». Малейшая ошибка — и краска капает, линия ломается. В нём нет нажима — только поток воздуха, и художник должен уметь контролировать его с ювелирной точностью.

«Когда я впервые увидела, как он делает градиенты, как позволяет рисовать объём, не касаясь поверхности… — я влюбилась», — говорит она.

Первый аэрограф и компрессор она купила на свои сбережения. А первые самостоятельные работы создавались на стене во дворе у мамы. «Компрессор шумел, соседи косились, но я продолжала, — вспоминает Рената. — Мне нужно было научиться чувствовать инструмент. Почувствовать воздух».

Первые работы Рената делала бесплатно — для друзей, просто для практики.

Рисовать не стены, а смыслы

Сегодня Рената — одна из тех немногочисленных художниц в Узбекистане, профессионально работающих с аэрографией. У нее своя студия – Renaro Brush.  Её команда расписывает частные дома, интерьеры, кафе, фасады. Иногда — по чёткому техническому заданию от дизайнеров. Иногда — по интуиции и совместному поиску образа с заказчиком.

«Каждая работа — как первая. Нужно почувствовать человека, место, настроение. Мы редактируем эскизы, ищем баланс между цветом и смыслом. Работаем в Photoshop, смешиваем изображения, стираем лишнее. Но главное — это всегда то, что невозможно отразить в программе. Это ощущение, которое картина должна передать», — отмечает она.

Один из самых амбициозных проектов — роспись Humo Arena. 12 метров в высоту, более 200 метров в длину, строительные леса, карантин, сжатые сроки.

«Это был стресс. Это было на пределе. Но я тогда переступила через многие страхи. И доказала себе: я могу», — рассказала она.

Искусство как возвращение к себе

Путь Ренаты — не линейная биография художника. В её жизни были периоды, когда она уходила из творчества. Работала в HR, в отделе продаж, в транспортной компании. Но всегда возвращалась к аэрографу.

«Если душа лежит — уйти невозможно. Это как дыхание. Даже если забыла на время — потом всё равно вспоминаешь, как дышать», — рассказала девушка.

Она не романтизирует путь художника. Говорит прямо: это сложно. Это бессонные ночи, неустойчивый рынок, постоянная адаптация к новым условиям. И — не всегда поддержка со стороны.

«Иногда родные против. Боятся за тебя. Не верят. А время идёт. И ты понимаешь: либо ты живёшь своей жизнью — либо проживаешь чью-то чужую. Мне нравится пословица: сей хорошие семена. И они обязательно прорастут — может быть, не сразу, но обязательно», — говорит Рената.

Воздух для других: новая школа аэрографии

Сегодня Рената не только создаёт городское искусство — она делится своим знанием. Недавно она запустила курсы аэрографии.

«Это не просто уроки. Это пространство, где человек может попробовать себя. Освоить новый инструмент. Открыть в себе художника — пусть даже просто для себя», — говорит она.

Формат — свободный. Без жёстких рамок. Как в танцевальной школе: кто-то приходит на несколько занятий, кто-то остаётся на годы. Учатся не только художники — к ней приходят стилисты, кондитеры, дизайнеры одежды. Все, кому хочется освоить новый способ «говорить» через цвет.

«Совершенству нет предела, — говорит, улыбаясь Рената. — По-моему, это говорил Сократ. И он был прав».

Искусство в город, искусство — в мир

Когда спрашиваешь Ренату о мечтах, она не говорит о галереях или наградах. Она мечтает о путешествиях и муралах в других странах.

«Хочу рисовать в разных уголках мира. Оставлять на стенах частички нашего труда. Узнавать людей. И оставаться в пути», — подчёркивает она.

Это мечта человека, который умеет превращать воздух в краску, стены — в истории, а свой путь — в вдохновение для других.

Аэрография — это искусство, которого ты не касаешься. Но которое касается тебя. Оно проникает глубже, чем просто в цвет стены — в душу города, в его дыхание, в память прохожих.

И если однажды вы пройдёте по тихому ташкентскому двору или окажетесь в маленьком кафе, где стена вдруг оживает светом и тенью, — остановитесь. Почувствуйте этот момент. Возможно, перед вами работа Ренаты. Или кого-то, кто тоже превращает воздух в краску, мечты — в образы, а стены — в живые истории.

Потому что искусство, рождённое из воздуха, всегда находит путь к сердцу.

One thought on “Когда стены говорят: история художницы, которая оживляет Ташкент

  1. Очень интересный и талантливый человек! Самое главное, вокруг неё такие же единомышленники… Успехов вам всем и творческой удачи! (Примечание. В своей творческой деятельности делайте акцент на национальные традиции. Это понимают и принимают все, живет долго на радость нашим потомкам и представляет своё лицо перед гостями нашей столицы).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *