Vaib.uz (Узбекистан. 23 апреля). Интересный дипломатический эпизод произошёл во время визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Самарканд. Посетив мемориал “Скорбящая мать”, посвящённый павшим в годы Второй мировой войны, глава российского МИДа обратил внимание на надписи, размещённые на монументе. По бокам памятника были размещены два текста — на узбекском и английском языках.
После возложения цветов к Вечному огню Лавров обратился к представительнице узбекской стороны с вопросом: — “Как к вам англичан занесло? Я смотрю, на английском надпись”, — отметил он.
— “На всех языках тут, в принципе. Город туризма”, — ответила она.
— “Русского не вижу”, — подытожил министр.
В Узбекистане этот диалог вызвал волну откликов в соцсетях, а также со стороны политиков и общественных деятелей.
Кадыров: Уважение нельзя навязать
Лидер партии “Миллий тикланиш” Алишер Кадыров отметил, что российские политики используют все возможные способы, чтобы ухудшить отношение к русской культуре и русскому языку в Узбекистане.
«Почему в Узбекистане молодёжь стремится изучать английский, немецкий, турецкий и арабский языки, даже если никто её к этому не побуждает? Министр Лавров не может не понимать, что уважение, навязанное извне, и искусственно созданная “необходимость” приведут лишь к обратному результату», — подчеркнул он.
Кудратхожа: Мы — не чья-то колония
Свою точку зрения высказал и ректор Университета журналистики и массовых коммуникаций Шерзодхон Кудратхожа. Он подчеркнул, что каждая страна имеет право самостоятельно определять, на каких языках оформлять памятники и таблички.
“Неправильно, когда министр другого государства приезжает и критикует внутренние решения нашей страны. Мы — не чья-то колония!”, — подчеркнул он.
Он также отметил, что узбекские министры тоже могли бы, находясь в России, открыто поднимать неудобные, но важные вопросы.
“Почему наших мигрантов в России дискриминируют? Почему, когда в отношении них нарушаются базовые права, российские чиновники и общественность молчат? Если Лавров хочет напомнить нам, что образ матери — святыня, то мы вправе напомнить ему, что права человека — святыня не меньшая”, — заметил он.
Кудратхожа добавил, что Лавров в ходе визита также высказался о сотрудничестве Узбекистана с Европейским союзом. Однако с кем и в какой степени налаживать отношения — решает сам Узбекистан.
“Никто не имеет права вмешиваться во внутренние дела Узбекистана. В том числе и в вопрос развития отношений с ЕС. Это как раз и подтверждает, что внешняя политика нашего государства — многовекторная”, — подчеркнул он.
Вот так небольшое замечание о надписи на памятнике обернулось большой дискуссией о суверенитете, уважении, дипломатии и равноправии. И хотя на поверхности это всего лишь диалог у мемориала, на самом деле он стал лакмусовой бумажкой для более глубоких вопросов — об идентичности, внешнем влиянии и праве каждой страны идти своим путём.
Помниться в недалекие времена, когда талибы захватили власть и повесили своего Президента с его братом, у стран Средней Азии появился страх за мир в нашем регионе. Тогда с большим волнением и с надеждой все смотрели в сторону России, “единственного гаранта” и защитника. Не случись, если афганские и сирийские моджахеды (имеют 300 летний опыт ведения войны) “постучат в нашу дверь”, тогда народу будет очень интересно послушать А.К. и Ш.К. Пословица: “Не плюй в колодец, придёт день и тебе придётся испить её воду!”…