В Узбекистане готовится масштабная продажа рынков: что стоит за этим решением и чего ожидать?

Vaib.uz (Узбекистан. 27 марта). Сегодня президент Узбекистана провёл совещание, посвящённое вопросам приватизации государственной собственности. Одной из самых обсуждаемых тем встречи стало предложение отменить норму законодательства, обязывающую хокимияты владеть долями в рынках и торговых комплексах. Это может привести к крупнейшей волне приватизации в истории торговли страны.

На данный момент хокимиятам принадлежит не менее 51% доли в 537 рынках и торговых комплексах по всей республике. Планируемое нововведение означает, что эти доли будут выставлены на продажу через аукционы.

Зачем это делается?

Основная цель — стимулировать развитие частной инициативы, улучшить условия для предпринимателей и убрать административные барьеры. Владение рынками со стороны государства (в лице хокимиятов) часто означает избыточное вмешательство, сложные бюрократические процедуры, ручное управление и, не в последнюю очередь, коррупционные риски.

Передача рынков в частные руки должна активизировать конкуренцию между управляющими структурами, повысить качество сервиса на рынках, ускорить модернизацию инфраструктуры, увеличить налоговые поступления за счёт роста прозрачности и эффективности бизнеса.

Польза для предпринимателей

Для мелких и средних торговцев это шанс освободиться от давления со стороны местных властей, которые, пользуясь своими правами собственников, нередко вмешиваются в дела арендаторов, устанавливают завышенные тарифы на аренду и услуги, либо вовсе отдают места «своим».

Приватизация откроет рынок для частных инвестиций — появится возможность развивать инфраструктуру рынков, вводить цифровые системы управления, улучшать условия торговли, особенно в регионах.

А может ли это привести к монополизации?

Это один из главных рисков. Если не будет предусмотрено чётких антимонопольных механизмов, крупные игроки могут скупить рынки в разных частях страны и установить единые условия — зачастую не в пользу мелких торговцев и покупателей.

Важно, чтобы при продаже были установлены ограничения на концентрацию собственности и обязательные условия по сохранению социального назначения рынков — особенно в сегменте продуктовых базаров.

Что будет с ташкентскими рынками?

Судьба крупных рынков столицы — таких как «Чорсу», «Куйлюк», «Фархадский», “Кадышева” и других — будет особенно интересной. Многие из них находятся на землях, принадлежащих городу, и по факту являются источниками стабильных доходов для местных администраций.

Скорее всего, приватизация в Ташкенте будет проходить в несколько этапов — начиная с меньших рынков и торговых павильонов. Крупные рынки могут быть проданы либо целиком, либо по долям — с обязательствами по инвестициям, модернизации и сохранению профильной деятельности.

Масштабная приватизация рынков — это однозначно шаг в сторону либерализации экономики. Однако он требует высокой прозрачности, справедливых условий конкуренции и чёткой антимонопольной политики. Если всё будет сделано грамотно, выиграют и предприниматели, и покупатели. В противном случае — есть риск создать новые частные монополии вместо старых административных.

5 thoughts on “В Узбекистане готовится масштабная продажа рынков: что стоит за этим решением и чего ожидать?

  1. Продажа рынков приведёт к монополизации и к опасному росту цен на продукты.

  2. Ничего подобного!!! Аренда и услуги, либо места будут отдаваться только «своим». Перед каждым праздником и Хайитом, или из-за плохих годовых погодных условий (придумают 100 причин для повышения цен) цены будут автоматически повышаться без последующего их снижения. Именно гос.доля и мешает росту спекуляции. “С огнем играетесь!” Народ готов терпеть бесправие общества, но голод терпеть не будет! Люди начнут разносить и поджигать ваши “либеральные” базары. Революцию 1917 года устроили именно голодные люди! На этой волне сюда сразу проникнуть любители и спонсоры “цветных революций”… Тем более рядом шумят афганские моджахеды! У нас вообще есть в стране дальновидные политики?!

  3. Беспредел будет обеспечен !
    Сейчас чиновники разных проверяющих организаций (таких, как СЭС и т.д.) бояться управленцев на базарах , так-как они представляют власти , а как только базары перейдут в частные руки , то коррупционная составляющая будет только развиваться .

  4. Эта идея мне кажется очень плохая.
    Там , где есть контроль государственных структур ( не все же в них коррупционеры) — это спокойствие и порядок . Соответственно на нарушителей пока что можно подать в суд и пожаловаться, вплоть до президента. А когда всё будет в частных руках, конца не найти по – моему.
    Время конечно покажет. Но , смотря исторические фильмы , я поняла , что контроль государства необходим везде .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *