Vaib.uz (Узбекистан. 4 марта). В ближайшее время в Узбекистане могут официально увеличить допустимую погрешность при измерении скорости камерами с 5 км/ч до 10 км/ч. Соответствующее поручение содержится в документе, подписанном заместителем премьер-министра Ачилбаем Раматовым. Этот документ был опубликован бывшим депутатом Законодательной палаты Расулом Кушербаевым.
Это решение объясняют жалобами водителей на работу камер фото- и видеофиксации. Если эта мера вступит в силу, водители смогут разгоняться в городах до 70 км/ч без риска штрафа (при разрешенной скорости 60 км/ч). Сейчас этот порог составляет 65 км/ч (60+5 км/ч).
Почему это плохое решение?
Введение “официальной погрешности” в 10 км/ч только усугубит ситуацию на дорогах и создаст еще больше проблем, особенно для безопасности пешеходов. Чем выше скорость — тем тяжелее последствия аварий. Уже при столкновении на скорости 50 км/ч вероятность смертельного исхода около 50%, а на 60 км/ч — уже 85%. При скорости 70 км/ч выжить практически невозможно.
В большинстве стран мира допустимая погрешность при измерении скорости составляет от 3 до 5 км/ч. Таким образом, Узбекистан идет в противоположном направлении, легализуя небольшое превышение скорости, которое может стоить жизней.
В европейских городах и США подход совершенно иной – там всё направлено на снижение скорости движения в населенных пунктах. В большинстве стран ЕС, например, лимит скорости в городах снижен до 50 км/ч, а в некоторых районах – до 30 км/ч, потому что скорость выше 60 км/ч резко увеличивает вероятность гибели пешеходов при наезде.
В США в крупных городах, таких как Нью-Йорк, Сан-Франциско и Чикаго, установлены зоны с ограничением скорости 40–50 км/ч. В некоторых районах с высокой плотностью населения штрафы за превышение даже на 1-2 км/ч не отменяют, а, наоборот, усиливают контроль.
А теперь сравним с Узбекистаном, где предлагают двигаться по городам со скоростью 70 км/ч, да еще и без штрафов. Это совершенно нелогично. Вместо того чтобы делать дороги безопаснее, власти фактически дают водителям карт-бланш на превышение скорости.
Чиновники объясняют инициативу неудобством для водителей, но это звучит так же нелепо, как если бы ввели наказание только за кражи на сумму выше 1 миллиона сумов, а все, что меньше – простили бы, потому что “людям неудобно”. Безопасность на дорогах – это не то, с чем можно играть в популистские реформы.
Другие изменения
В документе также предлагается фиксировать нарушения, связанные со сплошной разметкой (1.1), только на дорогах, соответствующих строительным нормам и требованиям ГОСТ, а также обязать указывать в штрафных постановлениях подробные данные о камерах — их тип, заводской номер и сертификат соответствия. Эти изменения вполне логичны и их можно только приветствовать.
МВД и Министерству транспорта поручено разработать проект поправок в законодательство с учетом этих изменений. Кроме того, до 1 мая 2025 года МВД должно разработать единый государственный стандарт для фото- и видеофиксации нарушений ПДД.
Что это значит для безопасности?
Идея увеличения допустимой скорости в городах вызывает серьезные опасения. Вместо того чтобы повышать дисциплину водителей, власти фактически разрешают ехать быстрее, снижая уровень контроля. Это может привести к росту количества ДТП и увеличению числа жертв на дорогах. Если цель – действительно сделать дороги безопаснее, а не просто удовлетворить требования недовольных водителей, это решение требует пересмотра.