Недавно стало известно, что Yandex Uzbekistan намерен приобрести часть активов службы доставки Express24. Эта новость вызвала неоднозначную реакцию у экспертов. Одни назвали это монополизацией рынка и подчеркнули, что подобное решение, скорее всего, не пойдет на пользу потребителям. Другие посчитали это обычной консолидацией активов — распространённым процессом в рыночной экономике, к которой стремится Узбекистан. Третьи утверждают, что это решение только поспособствует развитию рынка. Итак, что же на самом деле произошло?
Что произошло?
Всё началось с того, что экономист Отабек Бакиров призвал проверить сделку между Yandex Uzbekistan и Express24 на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. По его словам, отечественный рынок доставки еды и продуктов может оказаться под полным контролем двух крупных компаний, что создаёт риски для потребителей и повышает вероятность сговора среди доминирующих фирм.
Экономист также подчеркнул, что оставшиеся компании могут договориться и вместо честной конкуренции стать партнёрами, которые извлекают выгоду за счёт потребителей.
“Поэтому главный вопрос сейчас звучит так: если Yandex Uzbekistan поглощает Express24, что на это скажет Антимонопольный комитет? Подала ли Yandex запрос на эту сделку? И, кстати, почему Комитет по конкуренции не включил Yandex в список компаний, занимающих доминирующее положение в сфере доставки? Мое мнение: пока на рынке не появится третий крупный игрок, это слияние не должно быть одобрено”, — заключил Бакиров.
Также на эту тему высказался блогер и журналист Никита Макаренко.
“Грустно. Классный был сервис. И наш. Ничего хорошего в монополизации рынка таким иностранным terrible infant как Yandex я не вижу. Долго они пытались обманывать нас, не платя налоги за такси. Такой же колониальный душок сохраняется”, — отметил он.
Важные детали
Аналитик Тимурмалик Эльмурадов, чтобы избежать дальнейших недоразумений, разъяснил, что же на самом деле произошло между компаниями.
“Надо внести ясность в эту новость. Это не Yandex Eats покупает Express 24. Это Yandex Uzbekistan и Express 24 объединяют свои усилия. Поэтому сделку не нужно согласовывать с Антимонопольным комитетом, тем не менее, компании его уведомили. Поэтому речь идёт лишь о некоторых активах, а не о всей компании, поэтому бренд Express 24 останется и приложение тоже. Единственное изменение — Express 24 и Yandex Eats перейдут на единую технологическую платформу”, — пояснил он.
Таким образом, выбор ресторанов и количество курьеров в обоих сервисах увеличатся, что повысит и скорость доставки.
” Кстати, курьеры, по идее, теперь смогут выполнять больше доставок в пределах района — и, соответственно, больше зарабатывать. Это важно. Напомню — сервисы доставки обеспечивают работой тех, кому сложно куда-то устроиться”, — добавил аналитик.
Приведёт ли это к монополии?
Эльмурадов уверен, что нет. На рынке по-прежнему остаются такие сильные игроки, как Uzum Tezkor, международный Wolt и другие. Большую долю рынка занимают Telegram-боты кафе и ресторанов, доступные у всех крупных заведений — от Evos и Yaponamama до Bellissimo и Fish and Bread. Есть и заведения, которые доставляют самостоятельно, например, популярный SamOsh, расположенный на Паркентском, осуществляет доставку только своими силами.
Зачем это нужно Yandex и Express24?
Yandex строит серьёзные планы на Узбекистан и хочет развиваться быстро. Кратчайший путь к этому — объединение. В сфере e-grocery это обычная практика: примеры уже можно найти у DoorDash и Wolt, Kaspi и E-Magnum, «Магнит» и KazanExpress.
Для Express24 это классический пример успешного стартапа: сначала запускаешь проект, развиваешь его, а затем продаёшь часть активов. Ранее такое в Узбекистане встречалось редко, но с приходом международных игроков ситуация изменилась.
Сделка между Yandex Uzbekistan и Express24 — это консолидация, которая будет встречаться всё чаще: мелкие игроки будут объединяться, а крупные — поглощать средние и малые компании.