Новость о возможной продаже национальной платежной системы Humo казахстанскому финтех-гиганту Kaspi вызвала множество дискуссий. Многие утверждали, что властям не стоит продавать стратегический актив, и что казахстанцы подомнут под себя весь узбекский рынок. Однако на самом деле, считает аналитик Тимурмалик Эльмурадов, Kaspi не так страшен, как говорят, компании придется очень постараться, чтобы завоевать своё место на узбекском рынке.
“После этой новости вышло много разных заявлений. Большинство из них довольно громкие, типа “Kaspi всех съест, всё монополизирует, бегите, спасайтесь”. Понятно, что каждый хайпует как может, но если посмотреть на ситуацию трезво и объективно, то всё не так просто”, – отметил он.
Во-первых, Казахстан в середине 2010-х и Узбекистан в середине 2020-х годов — не одно и то же. Многие вещи, которые в своё время помогли Kaspi взлететь, у нас уже давно есть.
Получить справку онлайн? Оплатить штрафы через приложение? Купить товар и там же оформить рассрочку? Оплата QR-кодом? Перевести деньги с карты на кошелек и обратно? Пожалуйста, на выбор десятки сервисов.
Да, сила Kaspi еще в экосистеме — чтобы пользователь получал всё в одном месте, бесшовно и с омниканальностью, поэтому самый главный показатель для компании — NPS, он же индекс лояльности клиентов. Лет 5 назад такое было бы в Узбекистане чем-то новым, но сейчас, когда есть Yandex Go, Humans, Uzum, TBC, Alif, этим уже никого не удивишь.
Проще говоря, Kaspi сможет предложить здесь крутой клиентский опыт, но он уже не будет таким уникальным, как в своё время в Казахстане.
Во-вторых, Kaspi еще в 2019 году вышел на рынок Азербайджана, купив три сайта: Turbo.az (автомобили), Tap.az (товары) и Bina.az (недвижимость). Сейчас, спустя 5 лет, они все входят в топ-20 самых посещаемых сайтов страны, но так было и до того, как их купил Kaspi. В дальнейшем добавился четвёртый проект — Boss.az (работа). И вот его показатели как были скромными, так и остались.
“То есть не было такого, что Kaspi купил компанию и она резко взлетела. Это всё к тому, что успех в одной стране не всегда гарантирует успех в другой. Например, когда Amazon в 2018 году заходил в Турцию, многие думали, что он станет №1. Нет, не стал. Примеры есть и в Узбекистане. В последние 2 года открылось несколько цифровых банков. За ними стоят большие деньги и влиятельные люди, однако ни то, ни другое особо не помогает”, – добавил он.
Еще один пример — Carrefour. Международный бренд, иностранный топ-менеджмент, партнёр в лице AKFA, куча инвестиций, лучшие места в городе — всё серьёзно. Результат мы знаем.
В-третьих, TBC недавно привлёк почти $40 млн на дальнейшее развитие, Uzum стал «единорогом», Yandex Go вкладывает десятки миллионов долларов. Эти и другие компании годами выстраивали тут инфраструктуру, набирали клиентскую базу, наливались молоком, так сказать. Подвинуть их будет непросто.
Кроме того, в них работают люди, которые в своё время успешно конкурировали с Aliexpress, Сбер и Uber. Можно ли после такого напугать их конкуренцией с Kaspi? Большой вопрос.
Что в итоге
Формально, Kaspi уже пришел в Узбекистан — они фактический владелец Avtoelon.uz. Но если они смогут зайти сюда с финтехом, маркетплейсом или банком, то, конечно же, будет уже совсем другой разговор.
“Безусловно, это повлияет на рынок, потому что крупная компания с деньгами и опытом. Однако для того, чтобы заполучить своё место под солнцем, им придётся очень постараться. Повторить ту же историю, как в Казахстане, не получится, другая конъюнктура рынка, надо будет искать и пробовать что-то новое”, – подчеркнул Эльмурадов.