Эта статья также доступна на: English (Английский) Uzbek (Узбекский)
В Узбекистане сложилась тревожная ситуация: пешеходы всё чаще становятся “никем” на дорогах, в то время как водители – “всем”. Каждый раз, когда в стране происходит дорожно-транспортное происшествие, правоохранительные органы в своих информационных сообщениях и видео как бы намекают нам – виноваты пешеходы, ведь именно они “выскочили на дорогу” или “переходили не в том месте”. Однако власти забывают упомянуть о ключевом факторе: проблемной и непродуманной инфраструктуре, которая не позволяет пешеходам безопасно пересекать дороги. Где обещанные пешеходные переходы со светофорами? Где нормальное освещение на уже созданных пешеходках? Почему автомобили не пропускают людей, переходящих дороги по пешеходным переходам? И список этих вопросов можно продолжать ещё очень долго…
Ошибка на ошибке
К сожалению, большинство дорог в Узбекистане спроектированы таким образом, что люди вынуждены искать пути перехода через многополосные трассы, ведь здесь нет пешеходных переходов. Это создаёт опасные ситуации и увеличивает риск аварий.
Положение усугубляется застройщиками, которые, стремясь к быстрой прибыли, совершенно не думают о пешеходах. В Ташкенте и других крупных городах страны идёт масштабное строительство. Однако строительные компании часто огораживают тротуары, вынуждая пешеходов ходить по проезжей части. Это не только неудобно, но и крайне опасно. И, что самое печальное, на это всем плевать.
Хуже всего то, что города в Узбекистане развиваются по принципу, где приоритет отдается автомобилистам, а не пешеходам. Именно поэтому повсеместно появляются многополосные трассы и развязки, что ещё больше усложняет жизнь пешеходам. Такая инфраструктура создаёт ситуацию, где машины имеют все удобства для передвижения, в то время как пешеходы остаются на обочине, буквально и фигурально.
Пренебрежение к нуждам пешеходов приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий с их участием. Кроме того, развитие инфраструктуры, ориентированной на автомобили, увеличивает количество машин на дорогах, что в свою очередь приводит к росту выбросов вредных веществ и ухудшению качества воздуха.
Не стоит забывать и о социальном неравенстве, которое создаёт преимущество для автомобилистов. Многие люди в Узбекистане не могут позволить себе автомобиль и зависят от общественного транспорта и пеших прогулок. Игнорирование их нужд усугубляет социальную несправедливость.
Другой немаловажный факт – городская среда, ориентированная на автомобили, становится менее пригодной для жизни. Шум, загрязнение и отсутствие безопасных зон для пешеходов делают города менее комфортными для их жителей.
Неудачные примеры
Судя по всему, мы ускоренными темпами идем в светлое будущее, которое уже построили в Детройте. Этот американский город, когда-то известный как сердце американской автомобильной промышленности, сегодня является символом урбанистического упадка. Некогда процветающий город стал жертвой своей же инфраструктуры, ориентированной на автомобили, что привело к экономическому и социальному кризису.
После Второй мировой войны Детройт переживал экономический бум. Автомобильная промышленность процветала, и городская инфраструктура развивалась с учётом растущего числа автомобилей. Были построены многополосные шоссе, развязки и парковки, что сделало Детройт одним из самых удобных городов для автомобилистов. Однако уже тогда начали проявляться первые признаки кризиса.
Развитие автомобильной инфраструктуры привело к упадку общественного транспорта и уничтожению городских районов. Шоссе разрезали город на части, делая передвижение пешком практически невозможным. Городская среда стала менее комфортной для проживания, что привело к оттоку населения в пригороды. Ничего не напоминает?
К началу XXI века Детройт превратился в город-призрак. Население сократилось с 1,8 миллиона до менее чем 700 000 человек. Заброшенные дома, пустующие небоскрёбы и разрушенные заводы стали обычным явлением. Многополосные шоссе, некогда символы прогресса, стали безлюдными дорогами, ведущими в никуда.
В последние годы Детройт предпринимает усилия по возрождению города. Одним из ключевых направлений стало восстановление городской инфраструктуры с упором на пешеходов и велосипедистов. Реализуются проекты по созданию зелёных зон, ремонту общественного транспорта и строительству пешеходных дорожек. Однако процесс восстановления идет медленно и требует значительных усилий и инвестиций.
История Детройта – это урок для других городов, показывающий, что чрезмерное развитие автомобильной инфраструктуры может привести к разрушению городской среды и экономическому упадку. Сегодня многие города по всему миру делают выводы из этой истории и стремятся к созданию сбалансированной городской инфраструктуры, где интересы пешеходов и велосипедистов учитываются наравне с интересами автомобилистов. К сожалению, ташкентские власти почему-то не учатся на чужих ошибках.
Что делать?
Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо пересмотреть подход к городскому планированию и инфраструктуре. И это всем известные и банальные вещи, которые, почему-то у нас в стране никто не хочет делать.
Необходимо срочно разработать концепцию безопасной пешеходной инфраструктуры для всей страны с конкретной адаптацией к каждому крупному городу. Ключевым её элементом должно стать наличие пешеходных дорожек и качественных тротуаров.
Тротуары должны быть достаточно широкими для комфортного движения людей и иметь ровное и устойчивое покрытие. Также немаловажным фактором является освещение, которое повышает безопасность в ночное время, предотвращая аварии и преступления. Зелёные зоны вдоль тротуаров не только улучшают эстетику города, но и создают более приятные условия для пешеходов.
Регулируемые переходы со светофорами и кнопками для вызова зелёного сигнала должны быть установлены на всех крупных трассах. При этом на широких дорогах важно устанавливать островки безопасности, где пешеходы могут остановиться перед продолжением перехода.
В целом для улучшения безопасности людей нужно активно использовать элементы успокоения трафика, такие как пешеходные островки, искусственные неровности и “лежачие полицейские”. Эти меры заставят наших “Шумахеров” снижать скорость перед пешеходными переходами и в жилых зонах. Сужение проезжей части на переходах также поможет снизить скорость движения автомобилей.
Первым шагом в этой работе должна быть оценка текущей ситуации. Необходимо провести анализ существующей пешеходной инфраструктуры при помощи больших данных и выявить проблемные зоны. Определить основные проблемы также может помочь сбор данных о дорожно-транспортных происшествиях с участием пешеходов.
На основе полученной информации можно будет разработать комплексный план по улучшению пешеходной инфраструктуры. При этом крайне важно будет провести общественные обсуждения и опросы для получения обратной связи от жителей, учитывать их предложения и замечания при разработке и реализации плана. Осуществление проекта можно начать с наиболее критических зон, где пешеходы подвергаются наибольшей опасности, используя полученный опыт в дальнейшем масштабировании проекта.
В целом, стоит признать, что изменение отношения к пешеходам и приоритетам в развитии инфраструктуры – это долгий и сложный процесс. Однако без этих изменений пешеходы в Узбекистане так и останутся “никем”, в то время как водители будут “всем”.