Практически каждый день в Узбекистане происходят аварии с участием микровэнов “Дамас”. Эти аварии могли бы быть предотвращены, если бы не халатность и жадность, царящие на наших дорогах. Водители “Дамасов”, стремясь заработать как можно больше денег, набивают машины до предела, не задумываясь о безопасности. В таких маршрутках часто можно увидеть 14 или даже 15 пассажиров, хотя их вместимость всего восемь человек вместе с водителем. В результате каждая такая поездка становится игрой в русскую рулетку.
В Узбекистане микровэны “Дамас” стали повсеместным средством перевозки людей, как в частном порядке, так и официально в качестве маршруток. Эта практика вызывает не просто опасения, а настоящий ужас, ведь эти авто не предназначены для перевозки большого числа пассажиров и не оснащены необходимыми средствами защиты. В результате на наших дорогах гибнут сотни людей.
Интересно, что власти Узбекистана уже на протяжении многих лет заявляют о необходимости запретить использование этих микровэнов для пассажирских перевозок. Однако, несмотря на все призывы, ситуация не меняется. Почему? Ответ кроется в том, что эта практика выгодна сразу нескольким заинтересованным сторонам.
Во-первых, предприниматели, владеющие парками маршрутных такси на базе “Дамасов”, получают высокую прибыль, эксплуатируя дешевые и неприспособленные для этих целей автомобили. Они не несут ответственности за безопасность пассажиров, но зарабатывают на их жизнях.
Во-вторых, автомобильные заводы, продолжающие массовое производство “Дамасов”, также заинтересованы в сохранении этой практики. Они не хотят терять прибыль от продажи этих микровэнов, даже если их использование для перевозки пассажиров является опасным.
При этом важно понимать, что за рулем “Дамасов” находятся люди, не имеющие специальной подготовки для управления пассажирским транспортом. Они не проходят необходимого обучения, не сдают экзамены на получение соответствующих категорий водительских прав. Это приводит к тому, что они не обладают навыками безопасного вождения в условиях городского движения, перевозки большого количества пассажиров и работы по установленным маршрутам. В результате мы получаем страшную ситуацию, когда водитель управляет микровэном как легковушкой, пытаясь протиснутся везде и всюду.
Самое страшное, что “Дамасы” используются для перевозки детей в детские сады и школы. Водители собирают маленьких пассажиров по махаллям и везут их в учебные заведения. Сложно понять, как родители доверяют своих детей водителю, который набивает свою машину до отказа, подвергая их жизни серьезной опасности. Каждое утро они отправляют своего ребенка в школу или детсад, не зная, вернется ли он домой целым и невредимым.
Мы не можем больше закрывать глаза на эту проблему. Нам нужно срочно принять меры и обратить внимание на опыт других стран, где давно установлены жесткие стандарты для пассажирских перевозок. Практика показывает, что для организации безопасных пассажирских перевозок необходимо использовать специально предназначенные для этого транспортные средства, управляемые профессиональными водителями. Они должны быть обучены работе с пассажирами, в том числе с детьми, и знать все тонкости безопасной эксплуатации пассажирского транспорта.
Решение проблемы неподготовленности водителей “Дамасов” требует комплексного подхода, включающего ужесточение требований к квалификации, регулярную проверку знаний и навыков, а также постепенную замену устаревших микровэнов на более современные и безопасные транспортные средства. Только так можно обеспечить безопасность пассажиров, в том числе самых уязвимых – детей.
Что необходимо сделать:
- Ввести строгий запрет на использование “Дамасов” в качестве маршруток: нельзя больше допускать использование этих автомобилей для официальных пассажирских перевозок.
- Использовать безопасные транспортные средства: только специально оборудованные автобусы и минивэны, соответствующие международным стандартам безопасности, должны использоваться для перевозки пассажиров, особенно детей.
- Обучение водителей: водители “Дамасов” и других подобных микровэнов должны проходить обязательное специальное обучение и регулярные курсы повышения квалификации.
- Ужесточение контроля: необходимо усилить контроль за техническим состоянием транспортных средств и строгим соблюдением правил перевозки пассажиров. Жесткие штрафы должны применяться за любое нарушение.