В Узбекистане появятся новые категории водительских прав. Также гражданам разрешат самостоятельно готовиться и сдавать экзамены на права

В Узбекистане планируются серьезные изменения в системе выдачи водительских прав. В частности, в стране будут введены четыре новые подкатегории водительских удостоверений. Также гражданам будет предоставлено право самостоятельно готовиться к экзамену на получение водительских прав.

Нововведения предусмотрены проектом постановления президента, разработанным Агентством стратегических реформ.

Зачем нужны нововведения

В настоящее время, согласно действующему законодательству, в Узбекистане существуют водительские удостоверения категорий «A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE».

Сегодня, когда технологии в сфере транспорта стремительно развиваются, и количество видов транспортных средств значительно увеличивается, вопросы, связанные с их управлением, остаются не до конца регламентированными. В результате, на практике можно управлять несколькими видами транспортных средств, имея одно удостоверение.

Это, в свою очередь, увеличивает риск несчастных случаев, поскольку позволяет неопытным или молодым людям управлять тяжелыми и быстрыми транспортными средствами.

Например, хотя существует существенная разница в управлении маломощным скутером, квадроциклом и высокоскоростным мотоциклом (более 150 км/ч), 16-летний гражданин, получивший водительские права категории «A», имеет право управлять всеми этими транспортными средствами.

Новые подкатегории водительских прав

Новым постановлением планируется ввести, в зависимости от типа, массы и грузоподъемности транспортного средства, новые подкатегории удостоверений:

«A1» – мототранспорт (объёмом двигателя от 50 см³ до 125 см³), в том числе мопеды и скутеры с аналогичными характеристиками. Сертификат категории «A1» (мопеды и скутеры) выдается с 16 лет, а сертификат категории «A» (скоростные мотоциклы) – с 18 лет.

«B1» – трехколесные транспортные средства и квадроциклы

«C1» – транспортные средства массой от 3500 кг до 7500 кг

«D1» – пассажирские транспортные средства с числом мест более 8, но не более 16.

В результате введения этих категорий водительских удостоверений упростится процесс обучения водителей, сократятся сроки и будут дифференцированы возрастные требования. Изучение зарубежного опыта показало, что водительские права малой категории введены в таких странах, как Казахстан, Россия и Вьетнам.

Что делать с мопедами и скутерами?

Мопеды и скутеры являются удобными средствами передвижения для доставки продукции населению. Они энергоэффективны и способны передвигаться даже в условиях дорожных пробок. Сегодня наличие удобной и быстрой системы доставки в нашей стране является одной из основных причин, почему данная услуга стремительно развивается и увеличивается в объеме.

В 2023 году объем рынка услуг в республике составил 470,3 триллиона сумов, что на 13,7% больше по сравнению с 2022 годом. На данный момент количество автотранспортных средств в этой сфере составляет около 50 тысяч. Также в республике налажено производство мопедов и скутеров, их количество достигло 9300 штук в 2023 году.

Согласно постановлению президента от 11 мая 2023 года (ПП-153), управление легковыми автотранспортными средствами (мопеды и скутеры) без получения водительского удостоверения было разрешено до 1 января 2024 года. В настоящее время, в связи с истечением указанного срока, все водители мототранспорта обязаны получить водительское удостоверение.

Разработанный проект постановления предусматривает разрешение на управление легковыми автотранспортными средствами (со скоростью не выше 50 км/ч) лицам, достигшим 16 лет, без получения водительского удостоверения.

Изученный в этом отношении зарубежный опыт показывает, что согласно вьетнамскому законодательству (Закон о дорожном движении), разрешается управлять автотранспортными средствами с двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 см³ без получения водительского удостоверения с 16 лет.

Самостоятельное обучение

Кроме того, в настоящее время для поступления на экзамен на получение водительских прав категории «В» требуется предоставить документ о прохождении специальных курсов. Прохождение этих курсов занимает определенное время и влечет за собой дополнительные затраты. Например, для получения водительских прав категории «В» нужно пройти специальные курсы, обычно длительностью от 3 до 6 месяцев, и стоящие от 1,5 до 2 миллионов сумов.

Согласно зарубежному опыту, гражданам разрешается самостоятельно готовиться к экзаменам на получение водительских прав в США, Канаде, Японии, Южной Корее и Казахстане.

В разработанном проекте предусмотрено дать возможность претендентам самостоятельно подготовиться и сдать экзамен на получение водительских прав категорий «А», «А1», «В» и «В1».

Согласно этому положению, готовность претендента к управлению транспортным средством определяется путем сдачи экзамена, что позволяет сэкономить время и затраты, необходимые для прохождения специальных курсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *